Архетипическая добродетель

Следуйте советам мудрецов.  Размышляйте об аномалиях и страданиях нашей цивилизации.  Откройте для себя корень её недугов.  Мы видим, что торжествует человеческий ум, пренебрегая нравственными силами, действующими во вселенной, и бросая вызов нравственным силам.  Это обычно не осознаётся, и люди и их лидеры поддаются иллюзии.  Все они предполагают, что их нация или класс следуют моральным принципам, в то время как они являются рабами страстей, предрассудков и презренного металла.

Человек-мыслитель не может не следовать учениям длинной плеяды мудрецов, которые утверждают: не позволяйте силе порока руководить умом, но так воспитывайте ум, чтобы он следовал за силой добродетели.  Знания, лишенные любви, сострадания, милосердия, гармонии и широкого мышления, заглушают голос Духа даже в хорошем человеке.  Мудрецы и провидцы предупреждали против знаний, разума и ума, лишенных нравственных принципов.  Они всегда учили превосходству нравственных идей над производимыми умом мыслями.  Они указывали на истину всех истин, а именно, Мудрость есть сострадание, а справедливость есть любовь.  Наша божественность формируется не знаниями, а добродетелями, наши пороки делают нас демоническими.  Есть ли лучшее описание современного человека, преуспевающего в нашем социальном строе, чем в 16-й главе Гиты?

Просвещенные умы, такие как Гаутама Будда или великий Шанкара, указывают на нравственные принципы как на отправную точку жизни, исполненную покоя, доброй воли и мудрости.  Иисус, иудейские пророки до Него и те, кто следовал его советам и наставлениям, подчеркивали необходимость нравственной жизни для получения истинного знания.  Апостол Павел подтверждал превосходство веры, надежды и любви над любым знанием и, показывая «превосходнейший путь», увещевал нас «ревновать о дарах больших».

Христианский мир считает веру, надежду и любовь богословскими добродетелями, и есть четыре природные добродетели, в сумме составляющие семь основных добродетелей, которым противостоят семи смертным грехам.  Вероятно, Августин пытался христианизировать четыре основные добродетели из учений Сократа и Платона.  Это – высшая мудрость, мужество, умеренность и справедливость.  Неоплатоники описывают их как «очищение от низшей заразы».

В древней Ригведе добродетель стоит на первом месте.  В знаменитом гимне (X, 129) Кама-Любовь-Эрос считается первым движением, которое возникло в Едином после того, как оно вошло в жизнь благодаря силе абстрактного пыла.  В Атхарва-Веде мы находим: «Кама-дэва родился первым, Ему не были равны ни дэвы, ни питри, ни люди. Ты превосходишь их и вечно велик».  Понятие о Кама-дэве было низведено в течение многих столетий до Эроса Гесиода.  У пророков Вед Кама-дэва олицетворяет, как говорит Е.П.  Блаватская, «первое сознательное, все-охватывающее желание всеобщего добра, любви ко всему, что живёт и чувствует, нуждается в помощи и доброжелательности, первое чувство безгранично нежного сострадания и милосердия, возникшее в сознании творящей Единой Силы, как только она проявилась к жизни и существованию как луч из Абсолюта… В этой концепции нет и следа плотской любви. Кама является преимущественно божественным желанием творить счастье и любовь».  Кама-дэва или Эрос в своем первозданном чистом смысле олицетворяют добродетель прообраза.  Мудрецы не отвергают идею о том, что добродетели животного-человека относительны.  Но они учат, что относительность обычной нравственности поглощает ум и удерживает человека в царстве животных.  Чтобы стать по-настоящему человеком, необходимо овладеть важным философским принципом, согласно которому добродетели или добродетель являются такими же метафизическими категориями как дух, материя, разум;  свет, тьма, видение;  пространство, сила, движение и т. д. Животный человек становится человеком, отбрасывающим порочные тенденции и пороки. Он достигает божественности, развивая добродетели, которые становятся его постоянными вибхути – качествами совершенства, всегда распространяющими сияние сострадания.  Сострадание является прообразом добродетели и проявляется как троица добра, истины и красоты. Из сострадания исходят нравственные факторы, из этой троицы всё разумное, а их совместным действием является красота, которая есть радость и блаженство.

Мудрость-сострадание есть душа всех добродетелей, будь они христианские или греческие главные добродетели, или добродетели божественного человека Гиты или шесть и десять парамит буддийской философии.  В книге Махаяны Золотых Правил прообраз добродетели описан так:

«Сострадание  не является качеством.

Это – Закон Законов,

Вечная Гармония, Эго Алайи,

Безбрежная Единая Сущность,

Свет вечной справедливости

Соответствие всего сущего,

Закон Любви вечной».