Европейская и азиатская психология

 

«Европейская психология имеет дело с тем, как уничтожить зло. Азиатская психология с разворачиванием нравственной силы, ведущая к умственному просвещению, и обе озабочены достижением мира».  — ИЗ НЕОПУБЛИКОВАННОГО ПИСЬМА

В девятнадцатом веке грубое влияние материалистической науки лишили человеческую мысль блеска.  Человек должен был определить, был ли он на стороне ангелов или обезьяны.  Большинство из них согласились на происхождение от обезьяны и в лучшем случае стали умными социальными животными.  С другой стороны, те, кто был на стороне ангелов, были в основном людьми слепой веры в какое-то вероучение.  Знание своего божественного происхождения было доступно, но немногие использовали его.

В двадцатом веке технократия усугубила тьму материалистического мышления.  Социальное животное превратилось в робота.  Робот является быстрым автоматом и эффективным механизмом.  Он производит работу, переходя от каторжного труда к сомнительному отдыху, спит урывками, а затем снова возвращается к работе.  Механизмы господствуют во всем: от покупательной способности денег до добывания хлеба насущного.  Материалистические идеи и технологические приложения, которые сегодня доминируют в этой цивилизации, разрушили отдых, который привносит в жизнь красоту, достоинство и цель.

Эрих Фромм является известным психоаналитиком, чьи книги создали ему репутацию ясного и дерзкого мыслителя.  Его недавно опубликованная книга «Психоанализ и религия»  (небольшая, но заслуживающая внимания) даёт истинную картину современного человека и его религии.

«Угроза религиозному поведению заключается не в науке, а в преобладающих практиках повседневной жизни. Человек перестает искать в себе высшую цель жизни и делает из себя инструмент, служащий экономической машине, построенной его собственными руками.  Он заботится только об эффективности и успехе, а не о своем счастье и развитии своей души. Более конкретно, ориентация, которая больше всего ставит под угрозу религиозное поведение, — это то, что я называю «маркетинговой ориентацией» современного человека».

Какое определение он даёт религии?

«Я хочу с самого начала прояснить, что я понимаю под религией любую систему мышления и действий, разделяемую группой, которая дает человеку ориентир и объект поклонения». 

Есть много хорошего в этой книге, но практическая психоаналитическая терапия д-ра Фромма не будет успешной, если её не применять.  Он привел цитаты из разных великих религий древнего мира.  В его главе «Некоторые виды религиозного опыта» содержатся ценные замечания.  Тем не менее, его техника адаптации нуждается в пересмотре.

Средство «адаптации» д-ра Фромма является старым методом, хорошо известным древней восточной психологии.  Великие древние гуру были не только учителями, но и целителями душ.  Их Сострадание выявляло преданность ученика.  Затем начался процесс ученичества или психической адаптации.

У Гуру было истинное видение и понимание.  Адаптируя ум учащихся, они давали им возможность развивать способность к большему познаванию.  Они не вливали информацию в своих учеников.  Они помогали каждому ученику освобождать свою волю от рабства желаний — великой болезни.  Они вдохновляли каждого ученика становиться альтруистом, гуманистом, чьи отношения с родственниками и друзьями, с людьми и животными, соответствовали Божественной Этике.  Это – наука сама по себе.

Западная психология ссылается в своих классификациях на психические состояния.  Психология Древнего Востока классифицирует нравственные состояния, рассматривая психические состояния как простые эффекты, создаваемые нравственностью.  Психоаналитики, такие как д-р Фромм, в некоторой степени признают это, но недостаточно, чтобы сделать свою терапию равномерно успешной.

Постепенно, шаг за шагом западные психологи, психоаналитики и психические исследователи приближаются к области Мудрости восточных мудрецов.  Они быстрее научились бы предлагать эффективную помощь, если бы они с должной скромностью изучали знания древних целителей человеческой души.