Удовлетворение страсти

Похоть ничем не удовлетворить, даже  золотым ливнем.  Мудр тот, кто знает, что наслаждение страстью недолговечно, и является чревом болезней.

Так говорит Учитель Гаутама, Тот, кто шёл по следам Своих Прославленных Предшественников.  Этот стих 186 из Дхаммапады содержит принцип поведения, который игнорирует современная психология.  Похоть содержит в себе силу жадности.  Жажда всегда алчет.  Она алчет повторения, потому что её удовольствие недолговечно.

Гита описывает обычную похоть как раджасическую (глава 18).  Она подвижна, ищет удовлетворения страсти.  Как только страсть будет удовлетворен, она хочет большего.  Причиной её удовлетворения является «контакт чувств с их объектами, которые вначале сладки, как воды жизни, но в конце, как яд».  Кроме того, повторное потакание страсти имеет тенденцию притягивать её к более грубой материальности.  Она становится все более тупой и мрачной и стремится «как в начале, так и в конце одурачить душу».

Психотерапевт любой современный школы не знает, что такое похоть, откуда она возникает, и как ею можно управлять.  Иногда он склонен к опасному убеждению, что потакание ей может вылечить, когда человек насытится ею.  Современная психология знает, что человек двойственен: человек и животное.  Она прослеживает происхождение человеческих и животных качеств до неправильного источника, ума.  Но этот ум остаётся terra incognita, потому что психология не адекватно понимает его природу и способности.  Прежде всего, психология не понимает той роли, которую играют эмоции.  Существует связь эмоций с чувствами и органами чувств. Существует связь эмоций с умом, шестым чувством и, следовательно, материальным.  Потом существует связь между функциями этой комбинации и высшим разумом, Человеком, настоящим Мыслителем.  Если эти связи не будут признаны, никто не обнаружит истинного рецепта для управления похотью.

Предание Махаяны излагает глубокое учение простыми словами:

«Не верь, что вожделение можно уничтожить, пока питаешь и удовлетворяешь его, ибо это — ложь, внушенная Марой. Питанием порок разрастается и усиливается, как червь, жиреющий в сердце цветка».

Как же тогда человеку управлять силой похоти, которая при удовлетворении развивает жадность и более грубые виды вожделения, а без удовлетворения становится раздраженной и гневной?  Из-за страсти возникают гнев и жадность, и поэтому в этом мире мужчины и женщины всегда сталкиваются с тремя вратами ада.  (Бхагавад-Гита, XVI., 21).  Человек, стремящийся управлять своими животными тенденциями, должен очищать свое сознание и закрепить в своем понимании истину, что через удовлетворение или насыщение страсти, что он не сможет подняться выше этих тенденций.  Он должен также обрести твёрдую веру, рожденную от знания, что ему не нужно, и он не должен оставаться жертвой своего животного начала, независимо от его названия или формы.

Затем он должен придти к твёрдому убеждению, что Правитель внутри него, более того, это – он сам.  Проведя один или два эксперимента, и поняв, что он сам отличается от своих животных тенденциями и превосходит их, он обретает реальную уверенность.  Как только человек обретает твёрдую веру, укорененную в знании, что он является хозяином и управляющим своим анимализмом, остальное будет легко понять.  Конечно, он должен действовать, чтобы управлять увиденным противником и добиваться окончательной победы.  Хорошо начатое дело наполовину сделано, и первоначальное восприятие его собственной высшей природы, как Правителя, является предварительным шагом.

Есть еще одна вещь: тот, кто страдает от анимализма, должен учиться, если хочет победить его.  Западная психология классифицирует психические состояния, объединяя их с эмоциональными.  Психология Гиты и древних мудрецов также классифицирует нравственные состояния, рассматривая психические состояния как результат нравственности.  Психология древнего мира раскрывает неоспоримые причины ошибок. Она раскрывает тонкий самообман.  Она настолько красноречиво показывает истинный путь, что самый тупой ум не может не получить четкого представления о том, как добиться победы над анимализмом.  Воля к борьбе и успеху откроет путь к знаниям.  С помощью силы воли, подобно луку и стреле, человек может успешно прицелиться и попасть в цель.  Что происходит в противном случае?  Что происходит с умственно ленивым и нравственно слепым человеком?  Дхаммапада Учителя Гаутама Будды говорит следующее (Стих 240):

«Как ржавчина, возникающая из железа, разъедает его, так и человек, который грешит.  Собственные дела приводят грешника к плохому концу».