«Любая власть – это доверие; мы несем ответственность за её осуществление.  Все источники от людей и для людей все они должны существовать».  — Бенджамин Дизраэли

Жизнь чела состоит из испытаний и проверок.  Прозаические и обычные действия, которые каждый должен ежечасно выполнять, предоставляют нам возможность для практики правильной дисциплины. В противном случае они становятся препятствиями в будущем.  Мы позволяем себе быть ограбленными нашим честолюбием.  «Честолюбие – это первое проклятие, великий искуситель человека, который возвышается над своими собратьями», — говорит Свет на Пути.  Следует понимать иллюзорную природу честолюбия.  Шекспир называет его «тенью тени».

Одна амбиция приводит к другой. Пути и методы достижения успеха в реализации амбиций отличаются не только из-за разных характеров людей, но и из-за собственного сознания.  Есть люди, которые пытаются добиться того, чего хотят, всеми правдами и неправдами. Есть и другие, которые добросовестно трудятся с честными мотивами и чистыми методами.  В пределах собственного сознания, как мотивы, так и методы изменяются и адаптируются.  Такие изменения указывают на иллюзорность честолюбия.

Стремление к деньгам присуще многим, но мотивы отличаются у разных людей.  Скверное желание скупца, желание достижения комфорта в жизни для самого себя и для близких и дорогих людей, накопление богатства для совершения добрых дел и т. д., заставляют людей стремиться к материальному имуществу и богатству.

Есть стремление к славе, которое очень часто следует за стремлением к богатству.  Некоторые становятся известными людьми честными, достойными и праведными средствами.  Другие расталкивают других мужчин и женщин, чтобы пробраться в первые ряды.

Власть является еще одной целью для честолюбцев, власть политического лидера, великой общественной знаменитости, признанного великого героя.  Для реального осуществления власть нуждается в способности любить и быть любимым. Такое честолюбие требует тонких путей и средств для реализации.  Солдаты должны любить своего генерала, чьё влияние на ум и характер его солдат выражает великое, посредственное или недостойное поведение самого генерала.  Так и в политической жизни лидер партии должен уважать и любить своих последователей, или он потерпит неудачу. Гранд-дама общества должна быть любима и уважаема всеми мужчинами и женщинами, если она хочет быть великой леди, за которую себя выдаёт.

Проклятие честолюбия, которое упоминает «Свет на Пути», несомненно, порождено стремлением к богатству, а также к славе.  Стремящийся к Высшей Жизни должен «убить» такие амбиции.  Но он сталкивается с самым трудным из всех его испытаний, когда дело доходит до стремления к власти.  Две другие амбиции легко обнаружить, однако их преодоление может оказаться трудным.  У них есть свои маски;  но утончённость стремления к власти столь же велика, сколь и коварна.

Стремление к богатству и стремление к славе составляют пару; они влияют друг на друга, поскольку живут в сердцах и умах людей. Стремление к власти и стремление любить и быть любимым точно так же связаны между собой.

Хотя честолюбие является «великим искусителем человека, который поднимается над своими собратьями», всё же оно является «необходимым учителем».  Для человека мира этот искуситель или учитель действует по-мирски.  Но для того, кто стремится греться в тепле и свете божественного, искушения и обучение относятся к высокому и совсем другому порядку.  Написано:

«Ибо пороки обыкновенного человека преобразуются и вновь появляются в изменённом виде в сердце ученика. Не трудно произнести: «я не буду честолюбив», но трудно сказать: «если Учитель начнёт читать в моём сердце, Он найдёт его вполне чистым».

Честолюбие необходимо преобразовать в альтруизм.  Стремление к богатству и имуществу должно использоваться для служения всем людям. И мы должны научиться считать себя попечителями, в наших надежных и альтруистических руках всё богатство.

Стремление к славе должно превратиться в преданность и альтруизм, то есть лишённое индивидуальности служение всем тем, кто дал нам славу, кто осуществил наши устремления к славе.  Слава является ментальным достоянием всеобщего пользования; а не служит возвеличиванию себя.

Стремление к власти требует специальных знаний высшей алхимии, трансмутации личного Я в безличную власть. «Ученик должен добиваться такой власти, которая придаст ему вид ничтожества в глазах толпы». Об этом говорится как о решающем этапе в жизни ученика.  Интуитивный поэт, Браунинг, говорил об этом так:

«Блещут всполохи в темноте,

От огня день-деньской светло,

Когда гибнут награды все

И амбиции все – ничто».

Если ученику не поможет его хорошая карма из какого-то далекого прошлого, чтобы побудить его перейти от бескорыстия к самоотверженности, честолюбие и стремление к власти станут жаждой власти и сделают его сначала придирчивым и гневным эгоистичным человеком. А если он не контролирует себя, то пойдет под откос, ведущий к «утрате всего».

Стремление быть любимым и уважаемым никогда не сможет трансформироваться в любовь к другим, пока не уничтожить жажду власти.  Наставление, данное ученику, никогда не будет принято или одобрено мирскими людьми, хотя у многих из них доброе сердце. В «Свете на  Пути» [Комментарии автора, опубликованные в разных статьях журнала «Люцифер»] говорится:

«Обычный человек надеется, что его судьба не будет похожа на судьбу остального мира, а в некоторых вопросах, которым он уделяет особое внимание, он преуспеет больше, чем другие».

Это происходит потому, что закон Братства всех людей не понят и не принят.  Но ученик понял и принял его, и поэтому он «не надеется на это».

«Цари приходят и уходят, поэтов чествуют и забывают, рабы радуются, а затем от них избавляются.  Каждого, в свою очередь, сокрушает вращающееся колесо».

Ученик узнает, что бесполезно менять обстоятельства, возникающие вследствие сил человеческой природы.

«Когда ученик полностью осознал, что сама мысль об личных правах является только результатом собственного ядовитого качества, шипением змеи, которая отравляет своим жалом свою собственную жизнь и жизнь окружающих людей, то он готов принять участие в ежегодной церемонии, открытой для всех неофитов.  Слагается всякое оружие обороны и нападения, всякое оружие ума и сердца, головы и духа.  Никогда больше ни одного человека нельзя рассматривать как объект критики или осуждения; никогда больше не сможет неофит повысить свой голос в целях самозащиты или оправдания.  После этой церемонии он возвращается в мир беспомощным и незащищённым, как новорожденный младенец.  Он и, в самом деле, такой.  Он начал возрождаться на высшем плане жизни, на продуваемом ветром и хорошо освещенном плато, откуда глаза смотрят разумно и рассматривают мир с новой проницательностью».

Желание и устремление быть любимыми можно преобразовывать, когда ученик приобретёт силу любви, рожденную бесстрастием, или вирагу, которая, возвышаясь над славой и бесславием, удовольствием и болью, также поднимается выше тепла и холода.  Сравнительно легко любить того, кто любит тебя.  Любить, когда нет взаимной любви, и даже когда на любовь никак не отвечают, не так-то просто.  «Недель и дней ей смена не страшна, любовь в веках стоит неколебимо», как говорит сонет Шекспира.  Его строки говорят об условиях, которых никто не может выполнить, кроме ученика,  практикующего самодисциплину:

«Нет для любви прощенья,

Когда она покорна всем ветрам

Иль отступает, видя наступленье.

О нет! Любовь — незыблемый маяк,

Его не сотрясают ураганы;

Любовь — звезда; её неясен знак,

Но указует путь чрез океаны». [В. Шекспир «Сонет 116» перевод А. Финкеля]

Зло и грехи понимаются и оцениваются по-разному мирским добрым человеком и борющимся учеником, преисполненным решимости победить не только своё личное зло, но и общее зло, которое охватывает всё человеческое царство.  Сатана «…есть просто олицетворение абстрактного Зла, являющегося орудием Кармического Закона или Кармы. Это есть наша человеческая природа и сам человек, ибо сказано, что «Сатана всегда близок и безвыходно переплетен с человеком». Вопрос лишь в том, насколько Мощь эта латентна или активна в нас.  («Тайная Доктрина» II, стр. 478))

Чтобы преодолеть Зло, ученик должен отказаться от оружия не только нападения, но и защиты.  Продвинутый ученик находит в этом огромную трудность, почти несправедливость.  Более того, если мы позволяем действовать негодяю, грабителю, эксплуататору и вольнодумцу и не противостоим ему до победного конца, то его мошенничество и ненависть победят всех нас. «Тайная Доктрина» (1. 643) говорит, что при «твёрдом знании или, во всяком случае, при полной уверенности, что наши соседи будут не более стараться повредить нам, нежели мы нанести им ущерб», ученик должен перейти к практике Закона Человеческого Братства. Достижение желаемой цели описано так:

«Ученик, способный встать на путь и достаточно сильный, чтобы преодолеть все препятствия, полностью забудет себя в новом, сошедшем на него сознании, когда божественное послание сойдет в его дух.  Если это высшее прикосновение сможет действительно пробудить его, он станет, как один из Божественных в своем желании давать, а не брать, в своем желании помочь, а не ждать помощи, в своём решении накормить голодных, а не ждать манну с небес.  Его природа преображается, и эгоизм, побуждающий людей действовать в обычной жизни, внезапно покидает его».