Доктрина высшего Я и ритм всемирной жизни

 

Первым и, возможно, самым важным аспектом теософской жизни является долговременное развитие характера на протяжении многих жизней. Сюда входят понятия о реинкарнации и карме — циклических карающих и воздающих аспектах Закона в действии. Такие понятия можно найти в восточных религиях, но лишь частично и с экзотерической точки зрения. Когда они более детально объясняются с помощью теософского учения, то становятся более понятными и, следовательно, более приемлемыми для западного ума. Теософия заполняет многие пробелы в экзотерических религиозных учениях; например, она объясняет, как накопленный опыт переносится из посмертного состояния в новую личность, из одной жизни в другую.

 

Вторым аспектом, отличающим теософскую жизнь, является воздействие, которое может оказать на нас знание внутренних миров. Это важно, поскольку касается нашего мира мыслей и чувств. Из знания об этих сферах и их отношении к нам, мы узнаём, что мы влияем на них так же как они на нас. Они созданы в значительной степени в результате совокупности всех мыслей и чувств человечества на сегодняшний день. Это есть кама-манасическая сфера, область астрального света, с которой мы все тесно связаны. Содержимое внутренних миров, наиболее тесно связанных с нами, с которыми мы имеем особое родство как индивидуально, так и коллективно, в свою очередь рефлекторно воздействует на нас. Наиболее сильно на нас влияют нижние уровни астрального света; мы реже соприкасаемся с высшими, более духовными сферами и они меньше воздействуют на нас обычным образом.

 

Этот вопрос взаимного реагирования нас и низших внутренних миров составляет третий аспект жизни по-теософски, аспект ответственности. Изучающему «Тайную доктрину» не требуется много времени, чтобы понять, что предметом этого великого сочинения является человек — происхождение человека, мир как арена его деятельности, на которой разыгрывается драма его эволюции. В этом сочинении изложено всё это и отношение к космосу. Великие легенды и мифы, если их читать в свете ключей, данных в «Тайной доктрине» и других источниках, очевидно, относятся к человеку. Следовательно, ответственность человека не только за своё собственное состояние, но и за развитие других царств природы, а также за состояние внутренних миров, является ещё одним особым теософским вкладом в мышление и может стать важным руководством к нашему образу жизни и нашей мотивации.

 

Актуален вопрос о нашей ответственности за другие царства природы на обычном физическом уровне, и его важность становится всё более осознанной. Эффективные действия становятся неотложными, если мы не хотим страдать в результате серьёзного загрязнения окружающей среды, и не хотим уничтожения наших диких животных до полного исчезновения. Мы должны научиться жить в братстве и в согласии как с ближними, так и с природой.

 

Воздействие на психическую атмосферу

 

Таким образом, признание влияния человека через его действия, его мысли и чувства на его окружение, в особенности на его внутреннее окружение (внутренние сферы, которые, в свою очередь, воздействуют на него,) является одним из сильнейших стимулов к теософской жизни. Отсюда возникает жёсткие ограничения, которые налагает на себя теософ. Он узнаёт, что должен контролировать свои мысли в той же мере, если не больше, чем он контролирует свои действия из-за их влияния на психическую атмосферу, в которой живёт не только он, но и все мы. Неправильными мыслями и чувствами мы загрязняем нашу психическую атмосферу; мы также подвергаемся влиянию атмосферы других людей. Таким образом, мысли и чувства воздействуют на все человеческие поступки и отношения. Не должны ли мы, как теософы, обратить на это особое внимание и помнить, что только живущие сейчас люди могут улучшить эту психическую атмосферу?

 

Умершие находятся в этих внутренних сферах, но в обычном порядке они не могут влиять на них ни в лучшую, ни худшую сторону. Мы начинаем заботиться о своём непосредственном физическом окружении, но обычно нас мало заботит окружение других людей. Мы не прочь выбросить наши старые матрацы, автомобили, коляски и стиральные машины в чужие переулки или вымыть наши канистры в океане, вдали от наших берегов. Мы делаем это до тех пор, пока нам это «сходит с рук», но что происходит, когда все делают то же самое? Когда окрестности наших жилищ приходят в упадок, наши пляжи загрязняются бензином, как и наши реки и озера, воздух, которым мы дышим, становится смрадным, только тогда мы осознаём нашу ответственность за сохранение нашего физического мира чистым, красивым, экологически здоровым и гигиенически благоприятным. А как насчёт нашей психической атмосферы? Е.П. Блаватская говорит нам, что астральный свет полон «элементалов» или духов природы, и что они могут оживлять наши мыслеформы и наделять их силой. Обусловленная психическая атмосфера страны может веками воздействовать на население. Этим во многом объясняются национальные особенности. Из всего этого вытекает важность постоянного памятования о том, что теософская жизнь связана с практической жизнью и что наша ежеминутная, повседневная деятельность, как объективная, так и субъективная, очевидно и тесно взаимосвязана.

 

Целью всей жизни является рост и развитие через обретение опыта. Но не все при одних и тех же обстоятельствах получают одинаковые переживания и одинаково на них реагируют. Некоторые ещё не полностью проснулись и их реакция недостаточна, а также многое из того, что они переживают, не фиксируется в их сознании. Мы приобретаем опыт в соответствии с нашей способностью фиксировать его в сознании, и эта реакция усиливается по мере нашего развития.

 

Жизнь безлико

 

Это создаёт представление о карме как о следствии. Очевидно, что, по сути, мы и есть наша собственная карма — мы то, что мы делаем сами. Это относится не только к нам как к отдельным людям, но и к группам, и, более того, распространяется на весь человеческий род. Честно говоря, мы несём ответственность за наши собственные страдания и ограниченность.

 

Все всемирные священные писания, а также теософские сочинения говорят нам, как жить, чтобы избавится от последствий кармического закона, вызывающих страдания. В конце концов, эти заповеди сливаются в одну — стараться жить безлико. Пока мы живём в этом мире, у нас, очевидно, есть личные дела, но нас увещевают не слишком о них заботиться, и нам говорят, что они не должны слишком привлекать наше внимание. Мы должны, конечно, исполнять любые обязательства, которые мы взяли на себя перед нашей семьей, другими людьми или нашими коллегами; однако даже их можно исполнять альтруистически, когда наше внимание не направлено на себя.

 

Стремление избавиться от нежелательных последствий кармы включает также практику добродетелей. Однако практика добродетелей сама по себе не обязательно делает нас добродетельными. Крайне важно, чтобы мы стали по-настоящему добродетельными, чтобы такая практика стала автоматической. Честный человек просто честен; терпеливый человек просто терпелив. Тот, кто должен сознательно воздерживаться от нечестности или нетерпеливости, не обязательно сам по себе честен или терпелив. Это не означает, что, когда мы молоды и прокладываем свой путь в жизни, мы должны пренебрегать заповедями, которые заставляют нас быть честными и терпеливыми, но пока мы должны сознательно практиковать добродетели, мы ещё не добродетельны от природы.

 

Учение о высшем Я

 

Итак, что же делает нас добродетельными? Здесь теософия вносит ещё один свой особый вклад. Она учит, что каждый земной человек, каждая личность осенены высшим Я, Эго, духовной индивидуальностью. В той мере, в какой это высшее Я способно оставить след на сознание человека, оно становится его совестью. Это внутренний голос, который может в большой степени влиять на наше поведение. На ранних стадиях этот голос учит посредством стыда, вызывая раскаяние в проступке. По мере нашего роста мы всё больше узнаём; угрызения совести становятся сильнее, и мы начинаем прислушиваться к ним и прилагать усилия, чтобы в будущем избежать безвольного или неправильного поступка.

Учение о высшем Я говорит нам, что надлежащие атрибуты человека уже естественным образом присутствуют в высшем Я. Один из аспектов добродетели – бескорыстие. Это выход за пределы нашей низшей природы или личности. Бескорыстие или самозабвение рождается из любви. Сознание, обращённое вовне, тесно связывает нас с нашим окружением и со всем, что в нём. Отсюда возникает забота – форма любви. Многое, если не любая добродетель начинается с заботы. Мы заботимся о наших близких и о дорогих нам вещах. По мере нашего развития забот становится больше; они становятся более искренними, пока в конце концов не перерастают в истинный альтруизм, являющийся воплощением добродетели.

 

В этом направлении идёт правильное эволюционное развитие человека, и, если мир хочет двигаться вперёд, он должен прилагать усилия в том же направлении. Здесь нам, как теософам, отводится особая роль. Мы соприкоснулись с учением и имеем возможность применять знания на практике. Вклад, который мы можем внести в мировое мышление и, следовательно, в благополучие мира, огромен, если мы серьёзно воспользуемся этой возможностью.

 

Ритмы всемирной жизни

 

Любая жизнь нуждается в форме, в которой можно жить и действовать. Только живые существа могут жить, и только человек может жить осознанно и самостоятельно. Только теософ может жить осознанно согласно эволюционному закону с точки зрения теософии. Таким образом, теософ является особым человеком или имеет шанс стать таковым.

 

Вообще человек, благодаря своему сознанию, является уникальным существом. Поэтому важно, чтобы человек научился управлять своим сознанием. Именно его сознание стоит между ним и его высшим Я (изначальным источником его бытия), в котором всё правильно. Сознание может стоять между ними либо как барьер, либо как мост.

 

Теософ не только волен жить так, как он хочет, но он также должен развивать способность понимать или ощущать всемирную тенденцию или образец, которому он хочет соответствовать, и он должен быть способен чувствовать качества и ритмы вселенской жизни (сочувствовать им). Следует ещё раз подчеркнуть, что эти качества и ритмы не являются какими-то смутными понятиями или верованиями; это реальные факты жизни. Мы, как живые существа и часть всего процесса природы, должны познавать эти глубинные качества и энергии и сознательно вливаться в их гармонию. Животные делают это бессознательно, реагируя инстинктивно, как игрушки в руках судьбы. Мы должны же делать это, пробуждая в себе те свойства или качества, которые соответствуют или отражают свойства природы, особенно высших или духовных миров. В конечном счёте, такое развитие становится процессом истинного посвящения, так как сознание начинает функционировать на более высоких уровнях.

 

Наши корни в единстве

 

Иногда мы рассматриваем посвящение как процесс, столь далекий от нашего настоящего состояния развития, и как что-то настолько особенное на пути знания и силы, что здесь и сейчас нам не нужно ничего предпринимать. Мы думаем, что это касается только тех, кто ушёл далеко вперёд по пути знаний. Я полагаю, что это не так. Мы должны что-то делать с этим сейчас, в этой жизни, в это время, если мы хотим стать зрелыми людьми, способными, в конце концов, действовать осознанно и ответственно. Сейчас единственное время, когда мы можем что-то сделать; от этого не уйти. Часто говорят, что человечество можно спасти, усовершенствовать, возродить усилиями лишь отдельных его членов, и, в конце концов, это касается нас с вами. В этом вопросе у теософов не может быть оправдания. Другие могут говорить, что у них не хватает знаний, но мы не можем так говорить. Мы часто оправдываем себя своей несостоятельностью. Это не оправдание, потому что, во-первых, человек имеет корни своего бытия во вседостаточном Божестве или Единстве. Это значит, что каждый из нас имеет в глубине своего существа всё, что ему нужно. Всё, что нам нужно из знания и силы, доступно для этой работы по возрождению самих себя. И доля каждого человека в этой внутренней божественности одинакова; мы можем проявлять её неодинаково, но никто не наделен ею больше, чем его ближний. Очевидно, что наша способность проявлять эти божественные качества раскрывается постепенно, но они действуют в нас и проявляются в большей или меньшей степени всеми нами. Все мы в той или иной мере обладаем безграничными способностями Эго; иначе мы были бы животными или бездушными автоматами. Несомненно, такое осознание имеет огромное значение. Это полная противоположность учению христианской церкви о том, что сами по себе мы ничего не можем сделать. Мы по своей сути не являемся безвольными, жалкими грешниками; мы – божественные существа (боги) согласно нашему праву!

 

Наша идентичность с высшим Я

 

Тогда понятно, что каждому из нас крайне необходимо сделать реальным для себя наше тождество с высшим Я и утвердиться в нём в нашем сознании. Большинство из нас может допустить мысль о реальности (присутствии) нашего высшего Я, и большинство из нас может допустить, что мы, вероятно, уже в какой-то мере имеем связь с этим Я, поскольку оно является источником нашей жизни и сознания. В свете этого не должны ли мы укрепить или сделать более тесной эту уже существующую связь? Разве то, что мы называем осознанностью, не является процессом сознательного установления этой идентичности? Мы много слышали о том, как это можно сделать; во-первых, посредством управления мыслями и, во-вторых, ставя нашу назойливую личность на подобающее ей место. У нашей личности есть своя надлежащая функция на своём уровне, но с точки зрения нашего собственного неотъемлемого пребывания в сознании она представляет собой то, чем мы можем воспользоваться, а не то, с чем мы должны полностью отождествляться. Управление нашими низшими принципами, особенно принципом мышления или низшим умом, является одним из наиболее важных элементов нашего самовоспитания. Самые важные из наших ограничений и условностей связаны с мышлением. Эти ограничения и условности в значительной степени являются нашими представлениями о самих себе, являясь источником большей части наших страданий. Мы понимаем, насколько незыблемы эти представления, когда слышим (возможно, случайно) правдивую критику в свой адрес. Всё в нас вспыхивает в опровержение и самозащите. Но если бы мы действительно искренне стремились к самопознанию и самосовершенствованию, мы приветствовали бы правдивую и объективную критику.

 

Таким или иным образом наша теософия должна стать практической. Нам дают уместный совет – меньше думать о себе и больше о мире и его творениях, его людях, наших ближних; научиться быть более безликим и близким ко всем. Давайте действительно сделаем что-нибудь с этим нашим сознанием. Например, мы можем научиться беспристрастно относиться к своему окружению, нашим товарищам и событиям дня, не позволяя им спровоцировать поток негативных мыслей. Мы можем научиться смотреть на всё, и особенно на людей, некритически и видеть их такими, какие они есть сами по себе. Пусть они воздействуют на наше сознание такими, какие они есть, чтобы мы осознали их действительные качества, ничего не добавляя и не отнимая, своими предвзятыми мыслями, предубеждениями или суждениями, которые обычно и автоматически обуславливают нашу спешную и часто совершенно бессознательную реакцию на них.

 

Место внутреннего покоя

 

Жизнь в этом безликом, некритическом настроении может вести к освобождению чудесным образом. Истину нельзя запечатлеть на ширме вещей, идей и эмоциональных реакций. В сознании с управляемыми мыслями есть простота, которая редко признаётся или ценится, поскольку мало кто знает её по опыту. Это такое состояние, когда ты просто существуешь, ни о чём не думая. Именно в этом состоянии, когда ты просто существуешь, можно приблизиться к тому месту внутреннего мира или покоя, где находится достоверное знание Я.

Ещё одна полезная часть самовоспитания — быть позитивным в применении негативов. Когда мы осуществляем контроль над собой в любом направлении (будь то отказ от курения или ранний подъём), что обычно означает отказ от симпатий или антипатий личности, мы можем почувствовать, что такой отказ негативен. Однако у нас возникает ощущение, что на самом деле мы не курим. У нас возникает ощущение, что мы что-то делаем, даже если это что-то — воздержание, сдержанность или отказ.

 

Всё это относится к теме очищения на этапах очищения, просветления и единения на пути осознанности. Безотлагательным шагом для большинства из нас, очевидно, является очищение в нашей повседневной жизни. Однако, возможно, прежде чем мы начнём, нам следует кое-что узнать о том, как действует природа, и о нашей собственной роли в её действиях.

 

Жизнь по-теософски относится к жизни и её качествам во всех отношениях. По существу, это знание всего этого – это не вопрос мнения. Истинная теософия не приходит из книг, хотя, может быть, именно так мы впервые знакомимся с ней. Живая теософия — это то, что может быть преобразовано мыслями и поведением в самые элементы нашего существа.

 

Наконец, мы должны принимать во внимание кандидата, стремящегося сделать частью себя необходимые атрибуты и силы, чтобы вести теософскую жизнь. И в этом случае практика становится приемлемой для каждого из нас. Во-первых, мы должны приобрести необходимые знания, изучая жизнь и себя и наблюдая за этим. Затем каждый учащийся должен применить это знание к себе осмысленно, чтобы теософия стала для него не просто мечтой или интересным времяпрепровождением, но такой же реальной, как и сама жизнь.

000

Статья «Теософская жизнь» была опубликована на наших совместных сайтах 6 марта 2021 года. Впервые она была опубликована в журнале «The Theosophist», Ченнай, Индия, в ноябре 1980 года, а также входит в ноябрьский номер журнала «The Aquarian Theosophist» за 2019 год, стр. 1-6.