Подлинное знание призывает нас заново изобретать жизнь каждый день

 

Учения эзотерической философии были переданы в последней четверти XIX века Еленой Петровной Блаватской и теми, кто непосредственно с ней сотрудничал. Вскоре после смерти Е.П.Б., наступившей в 1891 году, началось искажение первоначальных учений.

 

Плагиат и фальсификации распространяются через лже-ясновидение и воображаемые разговоры с Учителями. «Учения», являющиеся результатом таких иллюзий, могут передаваться вычурными выражениями, но их поверхностность поразительна. Хотя задача выявления и разоблачения псевдотеософии сама по себе относительно сложна, этого недостаточно. В 21 веке необходимо решать и другие задачи.

 

Такая иллюзия угрожает теософскому движению и ослабляет его не только из-за доброжелательных подделок. Слепая привязанность к словам, написанным Еленой Петровной Блаватской, не даёт никакой гарантии на этом пути и вызывает нечто вроде умственного паралича. И попугаи могут повторять значимые предложения, но им не хватает понимания. Отношение человека к первоначальным учениям должно быть живым исследовательским процессом. Именно потому, что изучающие классическую теософию работают с подлинным учением, они не привязаны к мёртвой букве. Цель настоящей эзотерической философии включает в себя сохранение изначальных писаний; она не состоит в том, чтобы учить людей автоматически повторять то, что написала Е. П. Блаватская.

 

Теософы знают, что нет предела человеческой мысли и эзотерическому движению. Хотя они берут за основу труды Е. П. Блаватской, это не единственная сфера, привлекающая их внимание. Её книги — ключ к правильному пониманию всемирной литературы и к изучению современной действительности. Теософия позволяет людям понимать настоящие факты и строить лучшее будущее.

 

Каждый хорошо осведомлённый теософ следует примеру древнего мыслителя Теренция и говорит:

 

«Ничто человеческое мне не чуждо».

 

Хотя существуют контрасты и отличия, разделений не существует. Приняв правильную этическую точку зрения, изучающий философию должен рассматривать все предметы и учиться на них.

 

Духовная проницательность выражается в способности извлекать уроки из своих ошибок и из ошибок других людей. Изначальная теософия отвергает плоды лже-ясновидения и привязанность к церемониям, ритуалам, «эзотерической бюрократии» и другим формам иллюзии. К этому неизбежно приходят, когда ошибки должным образом опознаны и подтверждены документами. [1]

 

Если кто-то хочет изучать эзотерическую философию, он должен выбирать надёжные источники. Когда метод обучения эффективен, он также прозрачен. Учащиеся должны иметь возможность обсуждать педагогический процесс. В этом случае независимость личности уважается и поощряется.

 

Учителя, которые скрывают свои методы, скоро доходят до того, что продают свои мнимые знания за деньги. Это тонкая форма воровства, так как истинное знание глобально и принадлежит всем. Может ли кто-нибудь продавать обычный воздух, которым мы все дышим? Опыт показывает, что те, кто не практикует педагогическую прозрачность, ненадежны.

 

Классические учения заслуживают того, чтобы к ним подходили в их духе, а не только в их внешнем одеянии. Правильное рассмотрение подлинных формулировок приводит к пониманию внутреннего смысла. Глубокие знания призывают нас ежедневно заново изобретать жизнь в свете вечной истины.

 

ЕПБ писала:

 

«…Как только учащийся покидает старую и протоптанную дорогу рутины и вступает на одинокий путь независимой мысли — к Богу, — он становится теософом, оригинальным мыслителем, искателем вечной истины с «собственным вдохновением» для решения мировых задач. Теософия близка каждому человеку, который по-своему искренне ищет знание о божественном начале, об отношении к нему человека и о его проявлении в природе». [2]

 

Учащийся должен использовать классическую формулировку как ключ к «открытию» истинных уроков. Махатма Гималаев писал:

 

«Оккультная наука — это не та наука, в которой секреты могут передаваться ни с того, ни с сего посредством письменных или даже устных сообщений. Если бы это было так, то всё, что оставалось бы сделать «Братьям», так это опубликовать руководство по данному искусству, которое можно было бы преподавать в школах, как грамматику. Обычная ошибка людей состоит в том, что мы охотно обволакиваем себя и свои способности тайной, хотим сохранить свои знания при себе и по своей воле отказываемся — «нарочно и умышленно» сообщать их. Истина состоит в том, что пока неофит не достигнет состояния, необходимого для той степени просветления, на которую он имеет право и для которой он годен, большая часть тайн, если не все, не подлежат передаче. Восприимчивость должна быть равна желанию наставлять. Озарение должно исходить изнутри. А до тех пор никакие фокусы-покусы заклинаний или маскарады со всяческими уловками, никакие метафизические лекции или дискуссии, никакое добровольное покаяние не могут дать этого. Всё это лишь средства для достижения цели, и всё, что мы можем сделать, — это направлять применение таких средств, которые, как было эмпирически установлено вековым опытом, ведут к требуемой цели. И это не было секретом на протяжении тысячелетий и не является таковым». [3]

 

Абсолютное внимание было необходимо во все времена, поскольку учения превосходят слова. Один из Учителей писал своему ученику:

 

«Учитесь, дитя, улавливать намёки, каким бы образом они ни были даны. ‘Проповедовать можно даже через камни’». [4]

 

Лучшие уроки исходят из сердца. Центр покоя в нашем сознании безличен, безмолвен и глобален. Взаимопомощь независимых исследователей стимулирует истинное познание.

 

СНОСКИ:

 

[1] Читайте книгу «Огонь и свет теософской литературы», Карлос Кардосо Авелине, The Aquarian, 255 стр., 2013 г.

 

[2] «Кто такие теософы?», Е. П. Блаватская, статья в «Теософе», октябрь 1879 года.

 

[3] «Письма Махатм», издание TUP, Пасадена, письмо XLIX, стр. 282-283. В Хронологическом издании см. письмо 20.

 

[4] «Письма Учителей Мудрости», расшифрованные и составленные Ч. Джинараджадасой, 1973 г., Теософский издательский дом, Индия, Первая серия, Письмо II Лоре К. Холлоуэй, стр. 150.