Отвечая на вопросы русского читателя

00000000000000000000000000000000000000

 

Примечание редакции:

Следующие вопросы и ответы взяты из «Собрания сочинений» Е. П. Блаватской, Теософский издательский дом, Т. XI, стр.103-106. Оригинальное название: «Теософские вопросы». Приводим только первую часть письма с вопросами. Ответ Е. П. Блаватской, конечно, приведён полностью.

(ККА)

 

00000000000000000000000000000000000000000000000000000

 

  1. Некоторые вопросы:

 

Так как первая цель Теософского общества состоит в том, чтобы распространять принцип Всеобщего братства человечества, как её можно согласовать с целью, которую оно в то же время ставит перед каждым отдельным существом – обязанность развивать своё высшее «Я» посредством принесения в жертву всякого эгоистичного желания и преодоления всякого материального интереса с единственной целью достижения высшего духовного совершенства, дабы это совершенство могло преобразовать нашу веру в духовном мире в зрение и знание и дать нам «жизнь вечную».

 

Как можно практиковать альтруизм и благотворительность, когда посвящаешь всю свою жизнь взращиванию внутреннего духовного существа и достижению полного равнодушия к физическому миру?

 

Возможен ли компромисс? Можно ли разделить свою жизнь и одновременно служить двум принципам?

 

(…..)

 

Февраль 1889 года, Варвара Москвитинова, Петербург.

 

  1. Ответ Е. П. Блаватской:

 

Возникшие вопросы и трудности, изложенные в вышеупомянутом письме, бывают главным образом из-за несовершенного знакомства с философскими учениями теософии. Они являются наиболее поразительным доказательством мудрости тех, кто неоднократно убеждал теософов посвятить свою энергию овладению хотя бы основными положениями метафизической системы, на которой основана наша этика.

 

Фундаментальное учение теософии состоит в том, что «отделённость», которую мы ощущаем между собой и миром живых существ вокруг нас, является иллюзией, а не реальностью.

 

На самом деле все люди едины не в смысле сентиментального порыва или истерического энтузиазма, а в смысле трезвой серьёзности. Как учит вся восточная философия, во всей бесконечной вселенной есть только ОДНО Я, и то, что мы, люди, называем «я», есть не что иное, как иллюзорное отражение этого ОДНОГО Я в бурлящих водах земли.

 

Истинный оккультизм — это разрушение ложной идеи о Я, и поэтому истинное духовное совершенство и знание есть не что иное, как полное отождествление наших конечных «я» с великим Всем. Из этого следует, что никакой духовный прогресс вообще невозможен, если он не совершается большей частью человечества и через неё. Только когда всё человечество обретает счастье, индивидуум может надеяться стать надолго счастливым, ибо индивидуум является неотъемлемой частью целого.

 

Следовательно, нет никакого противоречия между альтруистическими принципами теософии и её предписанием убивать всякое стремление к материальным вещам, а также стремиться к духовному совершенству. Ведь духовное совершенство и духовное знание можно обрести только на духовном плане; другими словами, только в таком состоянии, когда всякое чувство обособленности, всякий эгоизм, всякое чувство личного интереса и желания сливаются в более глубокое осознание единства всего человечества.

 

Это также показывает, что нельзя требовать слепого подчинения приказам других людей, что не принесло бы никакой пользы. Каждый человек должен научиться сам, путём испытаний и страданий, различать, что полезно для человечества; и по мере того, как он духовно развивается, т. е. побеждает всякий эгоизм, его разум будет открываться для получения руководства от божественной монады внутри него, его высшего Я, для которого нет ни прошлого, ни будущего, а есть только вечное «сейчас».

 

Опять же, не будь «нищих», далеких от «утерянных благ цивилизации», было бы достигнуто состояние высочайшей культуры и цивилизации, о котором мы сейчас не можем составить себе ни малейшего представления.

 

Точно так же из убеждённости в непостоянстве материального счастья вытекало бы стремление к той радости, которая вечна и которую могут разделять все люди.

 

Через всё письмо нашего уважаемого корреспондента сквозит не выраженное словами предположение, что счастье в материальной, физической жизни имеет первостепенное значение; это неверно.

 

Будучи далеко не самым важным, счастье в этой материальной жизни имеет такое же малое значение по отношению к блаженству истинной духовной жизни, как несколько лет любого человеческого цикла на земле по сравнению с миллионами и миллионами лет, которые каждый человек проводит в субъективных сферах в течение каждого великого цикла деятельности нашего земного шара.

 

Что касается способностей и талантов, то ответ прост. Их следует развивать и взращивать для служения человечеству, частями которого мы все являемся и которому обязаны всем своим беззаветным служением.

 

(ЕПБ)