Журнал «Путь», январь, февраль, март, май, июнь, сентябрь, октябрь, 1891 & январь, февраль, 1892

Страницы с 1 по 67, Т. I

ПРЕДСКАЗАНИЕ. «Ибо в двадцатом столетии нашей эры ученые начнут признавать, что Тайная Доктрина не была вымышлена, или преувеличена, но, напротив, лишь просто набросана…» — том I, Введение. стр. XXXVII . В других местах автор намекает на предстоящие сюрпризы в отношении рукописей и т.д. По-видимому, к 1900 году учёные сделают некоторые «открытия» в поддержку нашего автора. «Раз дверь осталась приоткрытой, она будет раскрываться шире с каждым новым столетием. Время назрело для более серьезного ознакомления, чем это до сих пор было разрешено». Том, I, стр. XXXVIII, сноска. «Ждать нам осталось недолго, и многие из нас станут свидетелями зари нового цикла, в конце которого немало конфликтов будет урегулировано и немало счётов сведено между расами». Том I, Введение, стр. XLIV .

ДРЕВНИЙ МАНУСКРИПТ. Некоторые из изложенных доктрин были найдены автором в сборнике из пальмовых листьев, невосприимчивых к воздействию природных элементов, вследствие неизвестной нам обработки. Пролог Т.I., стр.11. Известно, что некоторые из самых древних восточных рукописей написаны на пальмовых листьях, нарезанных прямоугольными узкими листами и связанных бечёвкой. Как она могла читать такую рукопись? Либо в астральном свете, либо подлинную рукопись, положенную на её стол. Но кем или чем?

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПЛАНА ОТ ОДНОЙ МАНВАНТАРЫ К ДРУГОЙ. В древнем манускрипте сказано (Пролог), что во время пралайи план на ближайшую Манвантару дремлет до рассвета следующей эволюции, когда его потенциальная сила начинает действовать. Существует, следовательно, преемственность от одной манвантары через пралайю к следующей манвантаре. Продолжение на стр. 4 и 5 Т. I

ОСНОВА СРОДСТВА, и отсюда для всех корреляций силы. Установлено, что Левкипп учил оккультному закону, когда объявил в 500 г. до н.э., что боковое движение атомов является корнем сродства и корреляции силы. Т. I, стр. 2 .

ЛЮБОЙ ЭТАП ЭВОЛЮЦИИ является sui generis[О1] . «Все же, при каждой новой Манвантаре, его построение может быть рассматриваемо, как первое и последнее в своем роде, ибо каждый раз его эволюция происходит на более высоком плане». Т. I, стр. 3 .

НОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ В КОНЦЕ НАШЕГО ЧЕТВЁРТОГО КРУГА. «Оккультная Наука признает семь Космических Элементов – четыре вполне физических и пятый (эфир) полуматериальный, который будет виден в воздухе к концу нашего Четвертого Круга, чтобы всецело главенствовать над другими в продолжении всего Пятого Круга». Т. I, стр. 12.

АКАША И МАНАС АНАЛОГИЧНЫ. Сноска на стр. 13, Т. I. «Акаша… Пятый Всемирный Космический Принцип – которому соответствует, и от которого происходит человеческий Манас – космически есть светящаяся, холодная, прозрачная пластическая материя, творческая в своей физической природе, соотносительная в ее грубейших аспектах и частях, и неизменная в своих высших принципах». Согласно закону соответствий отсюда следует, что манас в своём семеричном делении является творческим, неизменным аналогом всего того, что сказано об Акаше.

МАНАС В ПЯТОМ КРУГЕ. Следуя этому соответствию, мы находим, что, как эфир или низшая форма Акаши, являясь в настоящее время полу-материальным, станет видимым в воздухе в конце этого 4-го Круга, так и манас, теперь только частично развитый в этой расе, будет дальше развиваться в 5-ом Круге одновременно с родительским источником, и как форма эфира, о котором говорится, он будет высшим элементом в природе, поэтому в то же время высшим принципом, главенствующим в семеричном строении человека будет манас . Полное развитие манаса накладывает абсолютную ответственность на расу, и, таким образом, мы понимаем, как будет достигнут поворотный момент, и что это может означать, а также становится понятен смысл «момента выбора». Со всей ответственностью раса, имеющая совершенный манас, должна будет сделать выбор. Именно ради этого времени Учителя Мудрости сейчас трудятся над подготовкой нынешних эго к этим знаменательным дням, когда они должны будут сделать разумный выбор пути добра или зла. И, так как во многих местах в Тайной Доктрине автор говорит, что мы – те же эго, которые находились в телах Атлантов, и что у них была очень тяжёлая карма, то нам становится понятно, почему им придётся сделать великий выбор между благой или злой судьбой в следующем круге.

РАЗНИЦА В СЛЕДСТВИЯХ МАЛОЙ И ВЕЛИКОЙ ПРАЛАЙИ. На вопрос «Что происходит с планетами во время малой пралайи или растворении?» ответ даётся в сноске на стр. 18, Т. I. Они как бы мертвы, но не растворены, согласно словам автора, «планеты остаются не тронутыми, хотя и мертвыми, именно, подобно огромному животному, захваченному и врезанному в полярных льдах и в силу этого оставшемуся без изменений в течение веков». После великой пралайи не остаётся никаких планет в corporibus[О2] , но все они растворяются, остаётся лишь их акашическая «фотография». Это должно пониматься метафорически, иначе мы снова сделаем объективным то, что является субъективным. Но во время малой пралайи «мертвые планеты» объективны в пространстве, хотя жизнь и энергия их покинули.

ДХЬЯН ЧОХАНЫ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЕДИНСТВЕННЫМ НАЗВАНИЕМ ВЫСШИХ СУЩЕСТВ. «Каждая из различных групп имеет свое назначение в Тайной Доктрине». Т. I, стр. 22, строки 8, 9 . Также они не являются «олицетворениями» сил в природе. Т. I, стр. 38, строка 18 .

КАЖДЫЙ КРУГ имеет свое особый класс Дхьян для наблюдения за ним. То же касается рас, стр. 42, Т. I. (а). За нынешним кругом особо наблюдает четвертый класс Дхьян.

АБСОЛЮТ НЕВЕДОМ ДХЬЯН ЧОХАНАМ. Стр. 51, Т. I, строка 16 . И все же некоторые теософы просят дать определение или объяснение Абсолюта. Мы слышали что, кто-то утверждал, что «говорил с Абсолютом».

Дыхание БРАХМЫ. Можно сказать, что оно аналогично «Вечному дыханию», о котором говорится в Тайной Доктрине. Это есть движение, непрерывно совершающееся в пространстве. Оно не прекращается во время пралай. Стр. 55, т. I, строка 11 .

ИДЕАЛЫ ИЛИ ОБРАЗЫ В АСТРАЛЬНОМ СВЕТЕ. Прообразы присутствуют в идеальной форме в Астральном Свете от рассвета до ночи в течение всего периода манвантары для всего сущего, от человека до клеща, от гигантских деревьев до мельчайших травинок. Стр. 63, Т. I, первый пункт. Существует четкое соответствие при формировании астрального человека, который является копией, планом или прообразом плотского человека.

ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ФОРМА любой проявленной вещи подобна первоначальной форме яйца, стр. 65, Т. I . Парамаханса однажды написал для журнала «Theosophist» статью, в которой он говорит, что теософия является ветвью масонства, которое изображало вселенную в форме яйца.

ГЛАГОЛ ИЛИ СЛОВО И ЕГО СИЛА. Во всех религиях говорится о «Слове». Евреи, от которых христиане переняли свою религию, говорят, что если произнести всемогущее имя Бога, то вся Вселенная сотрясётся; масоны говорят о потерянном слове; индусы говорят о великом слове; по-гречески это Логос. Часто встаёт вопрос: «Если предположить, что такое слово есть, в чём тогда его сила?» Блаватская говорит, что она в движении, а не в числе. Сноска I, стр. 67, Т. I. Еврейская каббала склоняется больше к числу, как силе этого слова.

СТРАНИЦЫ с 67 до 128 т. I

МАТЕРИЯ ВО ВРЕМЯ ПРАЛАЙИ . Она находится в состоянии большой разреженности, видимой только Бодхисатвами. Когда начинается эволюция, она снова проявляется как сгустки в пространстве. Т. I, стр. 69 .

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И СУЩНОСТЬ. Т. I, стр. 76, строка 6; это – эманация Сущности энергии, р. 111, сноска, и сосуществует с единой жизнью, стр. 81; это – первичная материя особой природы, р. 82.

ПУЛЬСАЦИЯ ТЕПЛОТЫ И ПРИЛИВЫ возможно происходят из-за всеобщего расширения и сокращения атомов, что в свою очередь вызвано расширением и сокращением вещества пространства. Т. I, стр. 84 . «В каждом атоме есть теплота внутренняя и теплота внешняя» там же.

ДВА ВИДА ОГНЯ ИЛИ ТЕПЛОТЫ. Один – в центре Солнца, а другой – в проявленной вселенной и солнечной системе. Т. I, стр. 84, 87 .

МАГИЧЕСКАЯ СИЛА СЛОВ заключается в гласных звуках, а не в числах. Т. I, стр. 94 .

ТЕРМИН «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ» НЕ СЛЕДУЕТ ОТНОСИТЬ К ТОЛЬКО ЭТОМУ ГЛОБУСУ. Его надо применять ко всем субъектам, которые достигли четвертой стадии развития на любой планете в космосе в своем четвертом круге любой планетарной цепи. Т. I, стр. 106, 2-ой пункт .

БУДДХИ ПО СРАВНЕНИЮ С ДУХОМ является материальным, хотя согласно высшим концепциям, которым мы можем дать определение, он абсолютно вне материальности. Т. I, стр. 119, строка 7 .

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МОНАДА является соединением лучей Абсолютного с душой. Т. I, стр. 119, пункт 1.

СИМВОЛИЗМ И ЧИСЛА. Они тесно связаны с воинствами Дхьян Чоханов. Основные числа относятся к разным группам понятий, которые варьируются в зависимости от группы Дхьян Чоханов. В других местах автор говорит, что, так как Дхьяны связаны с эволюцией во всех ее тонкостях и тайнах, символизм чрезвычайно важен. Т. I, стр. 119 (б) .

ЕДИНЫМ ОСНОВНЫМ ЗАКОНОМ ОККУЛЬТНОЙ НАУКИ является «Коренное единство конечной сущности каждой части, входящей в природные соединения – от звезды до атома минерала, от высочайшего Дхьян Чохана до малейшей инфузории…» Т. I, стр. 120, последний пункт.

КАРМЕ НУЖНЫ ФИЗИЧЕСКИЕ ПОСРЕДНИКИ для осуществления своих законов. Т. I, стр. 123, строка 2 . Материальные посредники, о которых говорится здесь, являются не просто посредниками, которых мы относим к этому классу, как таковому, но и многие другие, которых мы обычно считаем духовными. Поскольку, как сказано выше, даже Буддхи материален по сравнению с Атманом, носителем которого он является. Данный здесь ключ относится к действиям кармы посредством атомов, которые используются эго в различных воплощениях. Но делая выводы, не следует забывать, что нет частиц или единиц материи, которые в то же время, не были бы смешаны с другим принципом или не сопровождались принципом (если можно использовать это слово для этой цели) духа или единой жизни.

ТРИ ГРУППЫ ЗОДЧИХ, а именно: первой является группа, которая строит всю систему в целом, и в которую входит не только эта планетная система; второй является группа зодчих, которые приходят, когда система сформирована как великое целое, и создают планетарную цепь этой земли; и третьей является группа, которая строит или проецирует человечество, так как они являются великим образом микрокосма-человека. Т. I, стр. 128, второй пункт.

ЛИПИКИ ПО СРАВНЕНИЮ С ЗОДЧИМИ являются великими духами вселенной в целом, зодчие же имеют особую природу. Липики, как и все другие, делятся на три группы, но как утверждается, только низшая из трех групп имеет отношение к нашей системе и что другие две не известны, а также, что эти две группы настолько высоки, что вряд ли даже высший из адептов знает что-нибудь о них. Поэтому можно предположить, что для адептов Липики высшего уровня являются такой же тайной, как Махатмы для нас, и что такая восходящая шкала величия всегда открывает душе что-то чуть выше, как бы далеко она ни продвинулась, что следует искать и к чему стремиться. Т. I, смотрите всю страницу 128 .

Но, так как каждая из трех групп делится на семь других групп (стр. 127), возможно, на этом глобусе существуют 21-подгруппы; и о высшей группе сказано, что она непосредственно связана с нашей кармой. Т. I, стр. 128, последняя строка. Итак, так как карма управляет всей вселенной, отсюда следует, что для того чтобы создать и удержать гармонию, «высший класс Липиков», о которых говорится на странице 128, не является высшим в последнем порядке из 21 подгрупп, но является высшим над всеми тремя группами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Всякий раз, когда говорится о «сущности» различных «воинств», надо понимать, что она состоит из множества сущностей, как и сам человек, его совокупное сознание является сознанием массы существ, которые составляют его замысловатую жизнь.

Страницы с 128 до 160, Т. I

НИРМАНАКАЯ. Первое упоминание о них на стр. 132, сноска 1, где их называют «сохраняющими духовные принципы человека», а в тексте они называются теми, кто перевоплощается ради блага мира по желанию.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО СНОВА упоминается как Жизнь, стр. 137, 4-я строка; и стр. 139, строка 17; также как форма «Фохата»; и стр. 145, (б).

ЭФИР лишь частично проявлен, не в полной мере, до 5-го Круга, стр. 140 .

СУЩНОСТИ СОСТОЯТ из многих единиц, каждая из которых является сущностью. Таким образом, «Фохат», в другом месте названный «Сущностью», не является единой неделимой сущностью, но состоит из других сущностей; существует столько Фохатов, сколько миров. Сноска 2, стр. 143 , и стр. 145 (б).

ЭЛИКСИР ЖИЗНИ. Намек в сноске 2, стр. 144 .

ОТНОСИТЕЛЬНО ЭЛЕМЕНТАЛОВ во всех силах, например, электричество, магнетизм, сцепление и т.п. состоят из элементалов. Не все они, конечно, одного класса, а нескольких, стр. 146 . Ближе к концу этой страницы следует вывод, что другие существа миллионами порождают элементалов. Это фактически является процессом преобразования в атомах. На стр. 143 можно найти прозрачный намек на «судьбу атома» однажды захваченного любой сферой мира, а также о способах прохождения через «поток истечения». Является ли это истечением через преображающее существо?

ЛУНА. В каком смысле она мертва? Только относительно ее внутренних принципов. Ее физические принципы не мертвы, но имеют определенную активность, стр. 149, сноска 1. А ее духовные принципы были переданы этой земле, стр. 155, сноска, и стр. 156, строка 6 .

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЛУНЫ произойдёт, прежде чем эта земля пройдёт через свой 7-ой человеческий Круг, стр. 155, сноска.

ПРООБРАЗ ЧЕЛОВЕКА НА ГЛОБУСЕ А. стр. 159, последний пункт. На этот самый интересный намек, расширяющий кругозор, не часто ссылаются. В 1-м Круге монад этой планетной цепи, монады из предыдущей цепи миров, скажем лунной цепи, стали человеческими существами на глобусе А. Но во 2-м Круге процесс меняется, и только в 4-м Круге человек появляется на этой земле или 4-ом глобусе. Приведём цитату: «На глобусе А (вновь становится) минералом, растением, животным, на глобусе В. и С. и т. д. Процесс совершенно изменяется со Второго Круга, но…» Такая обрывистость стиля должна послужить подсказкой интуитивным исследователям, и делает доступной такую большую проблему, как восьмой глобус, который когда-то, по-видимому, был и до сих пор, возможно, есть. Тогда встаёт вопрос, происходит ли на глобусе А (невидимом для нас) процесс прообразов?

Страницы с 160 до 184, Т. I

M АРС И МЕРКУРИЙ имеют оккультное отношение к земле, которое не будет объяснено. Т. I, стр. 163 . И не потому что, нет никаких объяснений, а потому, что, как сказано (стр. 164, сноска), эти объяснения относятся к высшим уровням посвящения.

ЦИФРЫ И ЧИСЛА являются ключом ко всей системе. Т. I., стр. 164, последняя строка. Это неоднократно отмечалось. Еврейские каббалисты говорят, что вселенная построена числом, весом и мерой, и что гармония господствует над всем законом.

Если эта подсказка верно указывает на то, что цифры и числа не могут быть выданы по указанным выше причинам, то исследователям бесполезно ломать голову над оккультным значением чисел, как многие сейчас это делают, так как оккультное их значение нельзя найти без посторонней помощи.

ВЕНЕРА В ЕЁ 7-ОМ КРУГЕ. См. пункт курсивом на стр. 165 , где сказано, что эта планета находится в своём последнем круге. Это, вероятно, её седьмой круг. Поэтому люди там, как боги для нас, и, если следовать закону аналогии, часть ее огромного света должен исходить от этих существ, а не весь свет от солнца.

M АРС И ДВЕ НЕ ЕГО ЛУНЫ. См. 165, пункт курсивом. Это взято из письма Учителя, который, отвечая на вопрос о том, почему Меркурий и Венера не имеют спутников, говорит: «Потому что Марс имеет два (спутника), на которых он не имеет никакого права и — по другим причинам». То есть, мы можем сделать вывод, что Марс увлёк эти спутники или притянул их на свою орбиту в какое-то чрезвычайно отдаленное время и до сих пор удерживает их. Поэтому они не имеют с ним таких же отношений, как Луна с нами. Одна из «других причин» может заключаться в том, что, поскольку Венера находится в 7-ом круге, остатки всех старых спутников сублимируются и всасываются в ее атмосферу.

ЭЗОТЕРИЧЕСКУЮ МЕТАФИЗИКУ надо понимать. Т. I, стр. 169, последний пункт. Это правило установлено Адептами и поэтому имеет больший вес, чем если бы оно было сформулировано исследователем. Бесполезно пытаться освоить систему, следуя направлениям современных исследований, которые в лучшем случае являются эмпирическими, очень неверными, а также ведущими почти всегда к материализации всей системы. Метафизика имеет дело с реальным, и следовательно с совершенным, а физическая наука имеет дело с феноменальным и поэтому иллюзорным и непостоянным.

ЭВОЛЮЦИЯ МОНАДЫ, ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП. Стр. 171, 1 строка, Т. I Это изложено очень ясно, и об этом не следует забывать. Это не раскрывается, так что невнимательному уму нужно много раз останавливаться на этом, но это принимается без доказательств раз и навсегда. До сих пор в целом исследователи имеют привычку отделять монады, во-первых, от глобусов, а затем от существ, обитающих на них. Их нельзя отделять. Все глобусы и их объекты являются монадами и всегда будут оставаться монадами на всех этапах эволюции, так же, как мы, которые сейчас изучают этот вопрос, сами являемся монадами на других этапах. Нужно немедленно отбросить ложное представление о том, что было время, когда не было никаких монад на этом глобусе, но что было просто ожидание появления земного шара неизвестно откуда, и что в дальнейшем монады появились на нём.

Если мы придерживаемся изложенного для нас принципа, то глобус является творением монад; и когда глобус эволюционирует, монады, нуждающиеся в таком опыте, сразу входят в него, чтобы в материальности продолжать свое существование. Эти более поздние монады оставляют расу далеко позади, они в какой-то последующий период эволюции смогут развивать за счет себя некий новый глобус в весьма отдалённые времена, чтобы этот процесс продолжался вечно. Как материальный объект не может возникнуть из ничего, так и образование, знания или способность планировать не возникают из ничего, они должны основываться на предыдущем опыте или образовании или вытекать из него. Так должно быть, даже сейчас есть монады заключенные в минеральных, растительных и животных царств, которые никогда не продвигались дальше этого. Они будут в течение оставшейся части эволюции этой расы продолжать развитие в низших царствах, пока не наступит их срок и не откроются двери на выход, они перейдут выше, чтобы освободить место для других.

ОГРАНИЧЕНИЕ ЧИСЛА МОНАД. Хотя не может быть такого понятия, как метафизический предел монад, но практически, в целях любой манвантары, должно быть ограниченное число монад, включенных в её эволюционный диапазон. Поскольку манвантара, какой бы огромной и немыслимой она ни была для нас, является совершенно определенным периодом времени со своими ограничениями (внутри беспредельного абсолюта) для притягивающихся к ней монад. Это – неизбежно, так как физический мир, который делает опыт возможным, конечен, поскольку материя устанавливает пределы по причине своей способности быть ограниченной. См 1-ый пункт. стр. 171 Т. I.

ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ. Это интересный вопрос поднят сначала на стр. 173 и 175 Т. I. , но не решён. При описании хода эволюции монады, сказано, что отсталые монады не будут людьми вообще в этом цикле за одним исключением. На стр. 184, 2-ой пункт, кажется, есть ответ: «В этом Круге… антропоидов, предназначенных к вымиранию в этой нашей расе, когда их Монады будут освобождены и перейдут в астральные человеческие формы или же в высочайшие элементалы Шестой и Седьмой Расы, а затем в низшие человеческие формы в Пятом Круге». Эти потомки людей через союз с животными, таким образом, будут кармически вознаграждены в следующем круге, вместо того, чтобы ждать другую манвантару.

СТРАНИЦЫ с 184 до 192, Т. I

ИМПУЛЬС ЭВОЛЮЦИИ можно найти в силе духовного дыхания. Не следует думать, из-за того что «человеческие монады» перестают приходить в эту планетарную цепь, импульс пропадает. Термин «человеческая монада» означает монаду, прошедшую через весь низший опыт и готовую оживить далекое до совершенства человеческое тело.

СНАЧАЛА ЧЕЛОВЕК В 4 –ОМ КРУГЕ. Стр. 187. Поток человеческих монад заканчивается, за исключением тех, кто еще заключен в антропоидах, и коме еще предстоит войти. Полностью расцветшие или вернее прошедшие через весь низший опыт, должны строго продолжать в своем классе человеческую эволюцию. Этого требует эволюции, поворотный момент произойдет в четвертом круге, который представляет собой цифру или число в квадрате, и все монады в низших царствах должны продолжать эволюцию до следующей манвантары. К тому времени монады, находящиеся сейчас в человеческих формах, выйдут из них, таким образом, освобождая место для тех, кто ниже, чтобы им подняться выше.

НАША ПРИРОДА ОТ ЧЕГО. Стр. 189. В сноске она ясно указала, что цитата из Шекспира? о наших природах чудно смешанных относится к той роли, которую иерархии развитых душ всей системы вместе с этим глобусом, играют, предоставляя нам различные комбинации.

Who centred in our make such strange extremes! From different Natures* marvellously mixed

Собрал в нас крайности, такие странные

Природ различных*, чудно смешанных.

(Эдвард Юнг 1683-1765, «Рассуждение о жизни, смерти и бессмертии человека»)

СООТВЕТСТВИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ небулярной эволюции и конденсации можно найти в последних строках стр. 191: «Как твердая Земля была вначале шаром жидкого огня из огненной пыли и своим собственным протоплазмическим призраком, подобный же процесс прошел и человек».

ПРОИСХОЖДЕНИЕ БЕЛОЙ И ЧЁРНОЙ МАГИИ. См. на стр. 192 , где сказано, что в высшей точке развития атлантической или четвертой расы произошло разделение на магию правой и левой тропы, или сознательно хороших и злых мыслей. Под действием кармического закона и вследствие перевоплощения тех, кому были присущи такие мыслями, мысли сохраняются в царстве духа в двойном виде: как психические отложения и астральные отпечатки. Психические отложения возвращаются снова и снова в земную жизнь, и астральные отпечатки воздействуют на всех, кто находится под их влиянием. Таким образом, семена сеются в умах людей не только через свои собственные мысли, но огромный резервуар хороших и плохих отпечатков или образов создаётся в эфирной среде, окружающей нас, посредством которой экстрасенсы побуждаются к хорошим или плохим поступкам. Повторение злых мыслей способствует накоплению зла, воздействующего на человечество или заражающего его. Но, так как благие мысли также остаются, искренние друзья человечества способны производить хорошие следствия и отпечатки, которые в свою очередь, добавляются к общему благу. Не должно быть никакого чувства несправедливости на земле относительно экстрасенсов, страдающих от злых отпечатков в астральном свете, потому что вероятность подвергнуться таким отпечаткам может возникнуть только через симпатические привязанности, созданные в прошлых жизнях.

Страницы с 192 до 200, Т. I

АСТРАЛЬНЫЙ СВЕТ не является по своей природе, раскрывающим истину или «благо». Сноска 2. стр. 197 . «Астральный свет относится к Акаше и Anima Mundi так же, как сатана к божеству. Они едины, но видимы в двух аспектах». Можно сказать, что астральный свет является следующим шагом над представлениями о материи. Он является первой областью, в которой делают шаги провидцы, но опасной и вводящей в заблуждение, потому что он всё переворачивает, так же как является основным резервуаром плохих или материальных поступков и мыслей людей. Являясь странным, новым и необычным, он влияет на тех, кто видит в нем, так как он представляет образы странного характера, и только из-за его новизны и яркости те, кто видит в нем, склонны придавать ему большое значение. Его нужно изучать, но не полагаться на него. Так же как мозг должен приучаться к перевернутому изображению на сетчатке, усилием переворачивая его, так и внутренние чувства должны привыкнуть к перевёрнутым изображениям астрального света.

ПАДЕНИЕ В ЗАРОЖДЕНИЕ объясняется на стр. 192 и стр. 198, Станца VI. Обязательно при этом встанет вопрос «Почему должно быть какое-то падение?» Автор говорит: «Это было падение Духа в зарождение, а не падение смертного человека». Следовательно, если это верно, человек не пал, но в этот период эволюции находится на пути вверх. Для того чтобы «стать осознающим себя, Дух должен пройти через каждый цикл бытия, кульминируя в высшей точке на Земле, в Человеке. Дух как таковой есть бессознательная, отрицательная абстракция. Чистота присуща ему, а не приобретена заслугами; следовательно, как уже показано, чтобы стать высочайшим Дхьян Чоханом, необходимо для каждого Эго достичь полного самосознания, как человеческого существа т. е., сознательного существа, синтезированного для нас в человеке» (стр. 192-193 ). Отсюда вопрос, почему падение, если оно было явно в начале, основано на предположении, что лучше оставаться в состоянии бессознательной абстракции. Однако, это не так. Когда начинается эволюция с духом на одном полюсе и материей на другом, духу абсолютно необходимо пройти через опыт материи для того, чтобы приобрести самосознание. Это есть «падение» в материю, если рассматривает это как факт, но если рассматривать это как следствие или цель, то оно не является ни падением, ни поднятием, но осуществлением непреложного естественного закона духа и материи. Мы по незнанию называем это падением или проклятием, потому что наше низшее сознание не видит большой амплитуды циклов и не может постичь намеченной великой цели. Следуя курсу, изложенному другими философскими школами, мы видим, что в конце каждого грандиозного периода эволюции некоторые эго, которые не смогли достичь цели, и, таким образом какой-то дух (если можно так сказать) остался, чтобы в более новый период дифференцироваться опять в эго, и которые при помощи прошлых эго, ставших Дхьян Чоханами, еще раз будут бороться, чтобы продвинуться вверх. Такова огромная и бесконечная борьба.

СОСТОЯНИЯ И ПЛАНЫ СОЗНАНИЯ в Космосе и человеке. Стр. 192, 2-й и 3-й пункты. Именно здесь указано, что из семи планов сознания три находятся выше планетарной цепи, к которой принадлежит земля, и что земля находится на низшем из четырех нижних планов. Но в человеке, как сказано здесь, существует семь состояний сознания, которые соответствуют этим семи космическим планам. Он должен «настроить три высшие состояния в себе на три высшие планы пространства». Он обязательно должен иметь в себе соответствующие центры или места энергии, и, как указывает автор, он должен пробудить эти места к деятельности или жизни, прежде чем сможет настроиться на высшие планы. Они находятся в состоянии покоя, как бы спят.

ПЕРВЫЙ И СЕДЬМОЙ ГЛОБУСЫ цепи находятся на плане прообразов. Стр. 200, сноска к диаграмме. То есть, на первом глобусе цепи или глобусе А создаётся или закладывается полная модель последующих глобусов, и так как эволюция продолжается до 7глобуса, когда все глобусы достигают высшей ступени развития после семи кругов, вся модель полностью реализуется. На это дается ясный намек в сноске, где говорится: «не в смысле Мира, как он существовал в Уме Божества, но в смысле Мира, созданного, как первый образец для воспроизведения и улучшения его физически следующими за ним Мирами – хотя при этом ухудшаясь в чистоте». Читатель помнит, что в другом месте ясно сказано, что на глобусе А появляется человек, но, что во втором круге процесс изменяется. Если считать, как мы и должны, что сознательные существа трудятся над схемой эволюции, они должны создать ментальную модель, как бы всей планетной цепи, и это должно быть сделано во время первого глобуса. Этот план отпечатывается на всех атомах или частицах, которые должны принимать участие в эволюции, и сохраняется нетронутым на этом плане. Седьмой Глобус получает совокупный результат эволюции всех кругов, и передает его еще раз на Глобус А, где эволюция протекает, как и раньше, и снова вся масса эволюционирующих существ имеет отпечаток первоначального плана. Это повторяется в любом круге.

ТРИ ВЫСШИЕ ПЛАНА СОЗНАНИЯ упоминаются в третьей сноске к диаграмме на странице 200 как недоступные пока для человеческого сознания, что не вызывает противоречий. Мы можем настроить наши три высшие состояния сознания на три высшие плана, хотя достижение этих планов невозможно для обычного человеческого сознания. Надо пытаться обрести гармонию в себе согласно этим планам, чтобы сделать скрытые силы активными и развить новые способности.

СТРАНИЦЫ с 200 до 212, Т. I

ФУНКЦИЯ КОМЕТ. Кометы – это странники, которые, в великой борьбе и гонке материи в любом месте, где система миров должна воплотиться в жизнь, выступают в качестве накопителей или коллекторов космической материи, пока, наконец, не будет собрано достаточно материи, чтобы положить начало глобусу. Курсив на стр. 201 Т. I.

ЦИКЛЫ. Много дискуссий ведётся по поводу этого обширного и интересного предмета, и не только в теософских кругах, но и за их пределами. В действительности, обсуждение началось за многие века до учреждения нашего ТО, и вряд ли будет завершено при нашей жизни. Спор или трудность заключается в не том, существуют ли циклы, управляющие людьми и событиями, так как самые упорные материалисты имеют обыкновение говорить о циклах рецидива заболеваний, войн и т.п., но в том, когда начинается какой-либо цикл, и особенно более продолжительный. Известен один из циклов Луны, и приблизительно определён цикл великого звездного пространства, но когда мы приступаем к объяснению, например, последнего, то сталкиваемся с огромной неопределенностью относительно того, каково было состояние вещей 25,000 лет назад. На стр. 202 Т. I, даётся подсказка относительно того, что фундаментальный базис управления количеством и основой циклов, закладывается в самом начале космической борьбе предшествующей скоплению материи в глобусы и солнца, так как (внизу стр. 202): «Это есть основной и краеугольный камень тайных циклов…Утверждение, что все миры (звезды, планеты и т. д.) – как только ядро первоначальной субстанции, в состоянии Лайа (не дифференцированное), оживляется освобожденными принципами только что угасшего небесного тела – становятся сначала кометами и затем солнцами, чтоб охладиться до степени обитаемых миров, является учением таким же старым, как и сами Риши».

Итак, в любой системе «борьба» отличается одна от другой, возникает другая пропорция, и, процент потери или остаток меняется, а основы циклов в каждой системе отличаются. Тогда просто объяснить то, что наши современные ученые ничего не знают о первоначальных различиях циклов и должны оставаться в неведении относительно истинных циклов. Только орлиный взор высшего адепта может видеть эти числа, написанные на большой завесе времени. В доходящем до нас шепоте древних мистерий можно найти искомую нами информацию. Кто её может услышать верно?

САМОЕ НАЧАЛО. Конечно о самом начале проявления (не этой нашей маленькой системы, но всей огромной системы целиком) невозможно и недопустимо говорить. Но довольно соблазнительный намек дается на стр. 203, 3-й пункт, где, возвращая нас к первому акту великой драмы, в которой наша крошечная роль заключается в одном коротком предложении, Е.П.Б. говорит, что тайная наука утверждает, что, когда одно великое целое устремляется в проявление, то появляются семь особых дифференциаций «ТО», и от этих семи зажигаются и распространяются все бесчисленные огни, солнца, планеты и звезды. Так что, хотя в различных системах миров циклы, числа и основы могут отличаться и представлять любое целое или дробное число, великим и совершенным числом по-прежнему остается число семь. Но никому в настоящее время среди нас не дано понять, что великое число семь включает в себя все числа, которые ум может постичь случайно или специально.

СТРАНИЦЫ с 212 до 252, Т. I

Со стр. 212 до 221 читатель может сам найти все, что автор «Тайной Доктрины» захотел представить на этих страницах.

ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕМЕНТАЛЫ? В описании групп иерархий даётся описание 6-й и 7-й групп на стр. 221 , где сказано, что элементалы являются частью бесчисленных боковых групп и «подобно ветвям деревьев, вырастают из первой центральной Группы Четырех». И все они подлежат карме (19-я строка, стр. 221), которую они должны отрабатывать в течение каждого цикла. Как сказано, ниже на этой странице «каждый Дхьян Чохан должен был стать им». Из этого следует, что даже Дхьян Чохан трудился однажды на планах бытия, где сейчас существуют элементалы, и с них он поднялся до высшего места; это соответствует закону эволюции, кармы и реинкарнации.

ВЕЛИКАЯ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА. После аргументированной подсказки об элементалах на р. 221 , сказано, небесная иерархия настоящей манвантары в следующем цикле жизни будет переведена в высшие миры и уступит свое место новой иерархии того же порядка, который будет состоять из избранных людей нашей человеческой расы. Такова наша судьба, и таков путь по которому мы должны восходить; и когда будет достигнута эта точка, мы должны работать еще дальше на благо тех, кто ниже нас. Это является основой альтруизма, а без альтруизма цель нельзя достигнуть.

ВЕЛИКИЕ ДУХИ ТРУДЯТСЯ НА ЗЕМЛЕ в телах людей, и в то же время эти духи находятся в высших сферах, см. Т. I стр. 233-234 и сноску, также сноску на стр. 235 . На стр. 235 ясно показано, что автор не имеет в виду того, что называется среди спиритов «управление» медиумами со стороны духов, но фактическое продолжение статуса и функции воплощенного духа в сверхчувствительных областях, в то время как на самом деле, они трудятся в своём духе в смертной оболочке на земле. Так что, по ее словам, есть некие лица, находящиеся на этой земле, живущие и работающие как обычные человеческие существа и члены общества, чья оживотворяющая божественную часть так неизмеримо высока в развитии, что они, как высшие существа имеют определенный статус и функции в «сверхчувствительных областях». Допуская правильность утверждения автора, нужно сказать, что она сама была таким примером, и что «Е.П.Б.» в любой час дня или ночи, когда все вокруг замирало, имела «статус и функции» в других сферах, где она сознательно осуществляла работу высокого уровня, какой бы она ни была. Было много событий в её повседневной жизни, известные тем, кто был близок с нею, что этот намек можно проследить, или, по крайней мере, пролить на него свет. В одном из её писем есть следующее предложение: «Разница между вами и мной состоит в том, что вы осознаете себя только днём, в то время как я осознаю себя и днём, и ночью, и мне еще многое предстоит сделать и претерпеть в обоих из этих существований, от чего вы, находясь в этом полубессознательном состоянии, благополучно избавлены».

В индусских книгах и учениях есть упоминание этого, когда они говорят о высоких джняни, то есть, о людях, исполненных знания и духовной силы, и привязанных к этой земле определенными действиями в определенные времена в история нации, расы или города.

УТРАТА ДУШИ. Возможность оставления тела душой изложена на странице 234, Т. I: «То есть, Душа могла освободиться и покинуть свое обиталище из-за различных причин, подобных сумасшествию, духовной и физической развращенности и т. д.». И в конце сноски на стр. 235 автор ясно намекает на то, что такое освобождение души от тела, оставляя последнее продолжать идти своим курсом, не ограничивается сумасшедшими или развратными людьми, но может произойти с теми, кто продвинулся в познании, и как следствие настолько изменил строение души, что больше не может жить на земле, используя старое тело. По-видимому, эта тема развивается дальше этого намека, как обычно данного Е.П.Б. в сноске. Там есть такие слова: «Подобные случаи встречаются, как среди злобных материалистов, так и среди лиц, «которые, продвигаясь в святости, никогда не обращаются назад». Зная ее методы, я считаю эту сноску как намеренную перестановку, сделанную в предложении, в котором основная мысль выражена словами в кавычках.

НЕОБХОДИМОСТЬ ЛИЧНЫХ УСИЛИЙ. Это изложено очень категорично, и именно в стиле Блаватской, в 3-ем пункте на стр 244, в параллелизмах, где говорится об Атма. Здесь она доказывает, что Атма не подлежит изменению или усовершенствованию, но это «луч вечного света, который светит на и через тьму материи, когда последняя готова.» [Курсив мой. (WQJ)] Если материя в человеческом существе, эго личности, теле и астральном теле со страстями и желаниями не готова, чтобы дух оживил его полностью, то Атма не будет светить через него, потому что он не может, поскольку материя не подчиняется божественным заветам. Готовность можно проявиться только посредством личных усилий в направлении добра и очищения. Казалось бы, что это должно положить конец отрицанию и инертности, которым потакают даже теософы, которые говорят о «не вмешательстве в карму».

ТОЛЬКО ТРИ ИЗМЕРЕНИЯ МАТЕРИИ. «Четвертому измерению» даётся бой на страницах 251-252 и сл:. «Пока в распоряжении пространства есть линейки для измерения материи, до тех пор, она будет измеряться лишь тремя способами и не более».

СТРАНИЦЫ с 252 до 260, Т. I

ПОРЯДОК ЭЛЕМЕНТОВ С ЭЗОТЕРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ: Огонь, воздух, вода, земля. (Второй пункт). Если считать, начиная от земли, что порядок элементалов или духов природы в стихиях, будет следующим: элементалы земли, элементалы воды, элементалы воздуха, элементалы огня. Всегда говорилось, что элементалы огня самые мудрые и самые удалённые, что касается нашего распознавания; элементалы воздуха также мудрые, а элементалы воды опасные. Элементалы земли описываются провидцами в виде гномов, которых иногда видели шахтеры-ясновидцы на большой глубине; к этому же классу относятся элементалы, которые породили суеверия о феях среди ирландцев.

ОГОНЬ В ПРЕДЫДУЩИХ КРУГАХ. Автор пишет ( стр. 253): «Всё, что мы знаем, ОГОНЬ, возможно, был чистой Акашей, первая материя в Magnum Opus Создателей или «Зодчих». Фразу «всё, что мы знаем» иногда нужно переводить «так было».

ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ В ПЯТОМ КРУГЕ. Как было сказано ранее в сносках, говорится, что «грубое тело Акаши…(257) сделавшись обычным фактором природы для всех людей, так же как и воздух теперь обычен для нас, перестанет быть, как сейчас, гипотетическим».

КАКИМ БУДЕТ ШЕСТОЕ ЧУВСТВО? В первом абзаце на странице 258 автор пишет, что сначала будет частичное знакомство со свойством материи, известным как проницаемость, которое будет восприниматься только тогда, когда разовьются некоторые новые чувства, и после этого это особое свойство станет вполне известным, так как будет развиваться одновременно с шестым чувством. Поэтому мы можем утверждать, что автор хотела сказать, что шестое чувство (среди прочего) даст нам возможность проходить сквозь материальные предметы. Пусть кто-то другой теперь развивает эту идею, так как она, без сомнения, верна. Казалось бы, что в настоящее время повсеместно в человеке проявляются физические свойства и внутренние способности, иначе бы некоторые феномены, наблюдаемые на спиритических сеансах, никогда не могли бы состояться. Но, увы! мы не нуждаемся в их помощи, пока любимые «духи Страны вечного лета» продолжают управлять своими поклонниками.

ЗЕМЛЯ В РАННИЕ ПЕРИОДЫ. Некоторые исследователи, следуя заявлениям в Эзотерическом буддизме, думают, что на этом глобусе в ранние периоды, не было человеческой волны жизни и так далее, что на нем не было никакой жизни, смутно предполагая, что была, скажем, во времена огненного тумана, масса чего-то, лишенного жизни. Этому противоречит объяснение на странице 258 во втором пункте: «Таким образом, Оккультизм отвергает, так называемый наукой век, не содержащий органических останков, ибо он доказывает, что никогда не было времени, когда бы Земля была лишена жизни». Это утверждение верно, независимо от формы или вида материи: «Где только есть атом материи, частица или молекула, даже в ее наиболее газообразном состоянии, там жизнь налицо, хотя бы и в латентном и бессознательном состоянии».

O ДУХЕ И МАТЕРИИ. В комментарии к стр. 258 автор ясно пишет, «Дух есть первая дифференциация (и в) ПРОСТРАНСТВА; а материя первая дифференциация Духа». Это ясное заявление говорит о том, что она хочет научить уважать дух и материю; в других местах также сказано, что дух и материя являются противоположными полюсами Единого Абсолюта или соглашением между ними. Здесь нет никакого разногласия, так как очевидно, что дифференциация должна развиваться в определенном порядке. Из этого следует, что должно быть всегда одно состояние, план, место, энергия или понятие в природе, которое выше или отличается от всех других или находится вне их пределов. Когда мы выходим за пределы духа, высшим, о чем мы можем говорить, является Абсолют, содержащий другую пару духа и материи, следующую за первой в порядке дифференциации. Они, как говорят, совечны, и, действительно, являются таковыми, насколько это имеет отношение к нашему сознанию, по той причине, что мы не можем понять ни первой, ни второй дифференциации Абсолюта. Но поскольку учат доктрине совечности духа и материи, так как никогда один не был без другого, некоторые исследователи склоняются к материалистическому взгляду, вероятно, потому что материя, будучи близко к нам, является более очевидной, а другие исследователи, оставаясь в некоторой неопределённости, никак не характеризуют эту доктрину. Дух и материя совечны, потому что они существуют вместе в Абсолюте, и когда происходит первая дифференциация, как сказано выше, сразу происходит и вторая. Следовательно, кроме тех случаев, когда мы имеем дело с метафизикой, они должны рассматриваться как два полюса одного Абсолюта. И Бхагавад Гита не противоречит этому, так как в ней говорится, что нет духа без материи; в ней устами Кришны говорится о всём сущем после дифференциации.

Существует еще один класс теософов, которые говорят о «сверхличностном Боге», утверждая в то же время, что они не имеют в виду «личностного Бога». Им противостоит другой класс теософов, который указывает на известное отрицание Е.П.Б. существования личностного бога. Процитированное предложение может оба класса привести к соглашению, так как верующие в сверхличностного бога могут, без сомнения, найти поддержку в строках на стр. 258 . Если дух является первым, то материя классом ниже его, однако это различие тонко и незаметно.

Если в дальнейшем мы говорим, как многие из нас это делают, что великие понятия, присущие человеку, были даны ему первыми великими учителями, чьими потомками и учениками являются Адепты, то мы должны также понимать, почему распространена всеобщая вера в Бога. Это также должно быть источником всеобщего оптимизма, который можно найти также в рядах теософов; их можно назвать самыми большими оптимистами на земле в наши дни пессимизма. Много других предметов рассматривается в этом предложении. Многие исследователи очень часто ломают себе голову в попытке обнаружить, откуда исходят импульс и план, а также понятие совершенства, так как этому в других местах придается первостепенное значение, абстрактно или конкретно. Возможно, об этом здесь сказано; во всяком случае, исследователи могут посмотреть здесь.

ССЫЛКА НА МИСТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП. Уделив некоторое внимание созданию этого глобуса первыми зодчими, автор пишет (стр. 259) о неком акашическом принципе, название которого не даётся, вместо него прочерк. Но в сноске на этой странице, мы видим, и я не искажаю ничего из этого, что очень четко указывается на то, что изначальная субстанция, о которой автор затем пишет, «есть тело тех самых духов и сама их сущность». Итак, во многих местах её трудов, а также в трудах других знающих людей всех времен, говорится, что при овладении эта первичная субстанция дает тому, кто имеет над ней власть, самые трансцендентные способности, господство над разумом и материей.

Автор и все мы можем вполне свободно говорить об этом, так как, в действительности, мало кто понимает в этом вообще. Тем не менее, некоторые могут получить подсказку, если они никогда не получали их раньше. Но это, однако, всегда должно оставаться в качестве подсказки, и не нужно пытаться дать ей научное объяснение, поскольку ничего из этого не выйдет, кроме насмешек и, может быть, хуже.

[О1]Лат. уникальный

[О2]Лат. телах