«Ведь всё во мне, что обладает свойствами земли, есть частица какой-нибудь земли, влажное – частица другого элемента, животворящее, горячее и огневидное берут начало каждое в своём источнике (ибо ничто не возникает из ничего, как и не превращается в ничто), точно так же и духовное откуда-нибудь да происходит» (Марк Аврелий Антонин «Размышления» книга 4).

Две линии эволюции сил встречаются в человеке и от его отношении к ним, и от его реакции на них зависит его собственная эволюция.  Третье Основное Положение описывает их так: (1) природный импульс, то есть движущая сила изнутри наружу, Природа, Материя или Пракрити;  (2) самоиндукция или движение Духа, или Пуруша, т. е. человек, который руководит ходом эволюции его собственной материальной или животной природы, и всего собрания, называемого Природой.

Эта движущая сила или Воля есть «то, что управляет проявленной Вселенной в вечности. Воля есть единый и единственный принцип абстрактного вечного Движения, или его воодушевляющая сущность» (Теософский словарь).  Поэтому эта Сила или Энергия Воли имеет двойной аспект: то, что действует как непрекращающееся движение в материи, и то, что действует в человеческом царстве как ум человека.  Таким образом, Воля становится свободной под влиянием принципа мышления в человеке.

Фохат или Свет Логоса тесно связан с Волей. Он является Божественной Силой, которая движет материей, чтобы строить формы, используя три атрибута или гуны, он сохраняет эти формы и уничтожает их, чтобы потом воссоздать.  Всё это действие обозначается как природный Импульс или фохатическая Воля.  Но Фохат действует также как Свет Мудрости.  В человеческом царстве, в рефлексивном самосознании человека он является силой, с помощью которой можно определить для себя ход действий, используя при этом аспект Воли, который обозначен как свободная Воля.  Корень Жизни и корень Света являются материальными и духовными аспектами фохата. Они являются низшей и высшей природой (апара и пара пракрити) Кришны или Логоса.  В нашей низшей природе действует импульс материальной жизни.  Достигнув стадии возмужания, мы обнаруживаем, что в нашем существе действует принцип равновесия проявленного космоса.  Мы тянем вниз чашу эволюции и тяготеем к материальному, а затем, прилагая усилия, поднимаемся к духовному.  Наша низшая природа состоит из гениев, которые управляют нашей землей. Им не нравится находиться под контролем Духа, который является центром нашей высшей природы.

Есть гении или джины, и есть Духи или Гении.  Теперь эти термины используются неточно, и один класс разумов и их функции смешиваются с другим классом и их функциями. В этой статье мы используем термин «гении» для тех жизненных сил, которые действуют в низшей или делимой природе человека, и термин «Дух» —  для Сил Света, сияющих как его высшая неделимая природа, которая оживляет и ведет мыслителя, Человека или Манушья для восприятия и реализации своего абсолютного Единства с Совершенными людьми — Махатмами, Совершенными Провидцами — Риши, Совершенными Мудрецами—Дхьяни или Буддами.  Человек, правильно используя свою Волю, которая подразумевает правильное знание, приобретенное его разумом, может стать хозяином гениев земли и воды, воздуха и огня, и может знать тайны материальной жизни.  Но это возможно только тогда, когда человек ищет общения со Святыми земли и не прерывает его. «Победа над желаниями внешних чувств даст тебе право на это», — говорит «Свет на Пути».

Находясь в положении равновесия, мы должны замедлить детскую игру качания на доске двух наших природ.  Материальную жизнь не надо уничтожать; она должна стать проводником духовного Света. Дух, его соработники и старейшины должны использовать гениев для служения природе.  Природу или Пракрити, Материю, Жизнь, не надо бояться или ненавидеть, её нельзя загрязнять или унижать, но нужно служить ей, очищать и возвышать для получения Света души и духа.  Мудрость использовать Свет исходит из божественного фохата, который хранит тайну в сокровенной обители Всевышнего.  Фохат или Свет Мудрости – это одеяние Славы, которое покрывает Логос.  По мере того как мы служим Силам Жизни Силами Света, последние освещают наш ум, и мы сознательно приобретаем знание Высшей Тайны, и человек достигает состояния Высшего Человека (Уттама Пуруша из 15-й главы  Бхагавад Гиты).  Мы использовали термин гении, чтобы обратить внимание ученика на чрезвычайно важные слова Гермеса Трисмегиста, приведенные в «Тайной Доктрине» (I. 294-5), в которой Е.П.Б.  проливает свет, имеющий большую практическую ценность для каждого серьезного эзотерика.  Насколько это касается нашего предмета, эти слова Гермеса являются большим, чем просто намеком:

«Все эти Гении управляют человеческими делами, они потрясают и сбрасывают конституции, построения государств и индивидов, они запечатлевают свое подобие на наших душах, они пребывают в наших нервах, в нашем костном мозгу, наших жилах, наших артериях и в самом нашем мозговом веществе … В момент, когда каждый из нас получает жизнь и бытие, он вступает под охрану Гениев (Элементалов), управляющих рождениями».

Е.П.Б. вносит пояснительную сноску большой практической ценности:

«Смысл этого заключается в том, что человек состоит из всех великих элементов – огня, воздуха, воды, земли и эфира – элементалы, соответственно принадлежащие этим элементам, чувствуют притяжение к человеку в силу своей со-сущности с ним. Элемент, преобладающий в каком-либо определенном организме, будет главенствующим элементом на протяжении всей жизни. Например, если человек имеет преобладание земного гномического элемента, то гномы поведут его к собиранию металлов – к деньгам и богатству и т. д. «Животный человек есть сын животных элементов, из которых его Душа (Жизнь) была рождена, и животные суть зеркала людей», говорит Парацельс».

Гермес продолжает:

«Они проникают через тело в две части души, чтобы тело могло от каждого получить воздействие его собственной энергии. Но разумная часть души не подчинена гениям; она предназначена для принятия Бога, озаряющего ее солнечным лучом. Те, кто так озарены, малочисленны, и от них гении удаляются, ибо ни гении, ни боги не имеют власти при наличии единого луча Бога. Но все другие люди душою и телом, направляются гениями, к которым они привлекаются и чьи действия они выполняют…»

И к этому надо добавить бесценное объяснение Е.П.Б.:  «Упомянутый выше «Бог» является Богом в человеке и часто воплощением Бога, высокого, духовного Дхьян-Чохана в нем, кроме присутствия его собственного седьмого принципа.  Итак, что означает здесь «бог»?  Не Бог-«Отец» антропоморфического представления, ибо этот Бог есть Элохим, коллективно, и не имеет бытия вне всего Множества. Кроме того, подобный Бог конечен и несовершенен. Под «малым числом» здесь подразумеваются высокие Посвященные или Адепты, именно, подобные люди верят в «Богов» и не знают «Бога», но лишь единое всемирное безотносительное и безусловное Божество».

Эти выдержки из «Тайной Доктрины» — не просто метафизическое учение для размышления. Они затрагивают состав наших мозгов и крови, наших костей и спинного мозга. Эти гении являются посредниками фохатической Воли, действующей в Жизни Природы или Материи.  Мы связаны с ними в нашем теле и «они проникают через тело в две части Души». И только высшая часть воплощенной души не подчиняется гениям, так как этот более высокий аспект «спроектирован» (курсив наш) для получения Света Духа или Духов, как объяснялось выше.

Итак, Е.П.Б. говорит, что эта тайна двух умов глубока, запутанна и почти неразрешима для нас на нынешнем этапе, однако она дала нам достаточно для практического применения на нашей стадии психического развития.

Низший ум является местом свободной воли человека, она будет свободно действовать всякий раз, когда низший ум отсоединяется от камы («Психическое и ноэтическое действие», раджа-йога или оккультизм, стр. 59). Манас, вырвавшийся из камы, становится антахкараной. Вырваться из камы означает, что человек освободился от рабства гениев. Это подразумевает некоторое знание об элементалах, но в первую очередь признание человеком его «Бога», существа Света, царя Света, который является Духом вместе с его сотоварищами и старейшинами.  Антахкарана «предназначена для восприятия Бога» в человеке, «высоко духовного Дхьян Чохана в нём».  Кама-манас в ведантической классификации – это маномайя-коша, которая находится в тесном родстве со своим старшим братом, вигнанамайей-коша, существом чистого Знания;  их родителями являются Атма и Буддхи, отец и мать человеческой Души.

Долгом или дхармой каждого человека является преображение камической природы гениев с помощью присущей ему Воли, а также поиск Духа и обращение к этому воплощенному Знанию, чтобы оно помогло ему овладеть гениями – потомством гномов, ундин, сильфов и саламандр.  Религия или Дхарма Духа, являющаяся духом жертвоприношения и служения, придёт на помощь своему младшему брату, страдающему муками мирского пассивного существования.

И в нас есть не только один Дух, но Духи, которые достигли совершенства или Святые, хранящие для нас тайны Света.  Цель не только стоит усилий, но является необходимостью.  Вот, цель …

«Воззри на нежное слияние, заливающее восточный небосклон. В хвалебном гимне слились земля и небо. От четырежды проявленных сил возносятся песнопения любви: и от пылающего огня, и от струящейся воды, и от благовонной земли, и от стремительного ветра.  Внимай! Из глубины неисповедимого вихря золотого света, в волнах которого купается Победитель, воздымается безмолвный голос всей Природы. На тысячу ладов он возвещает:  

Радость вам, о, сыны Мьялбы.  

С другого берега возвратился Странник.

Родился новый Архан.

Мир всем существам».