М

Маччендра Матсьендрана̄тх (मच्चेन्द्र मत्स्येन्द्रनाथ) великий натха-йогин. Стр. 20

Мадхьяма адхика̄рин (मध्यम अधिकारिन्) второй из четырех классов преданных или кандидатов на эзотерическую мудрость;  те, кто практикует са̄нхья йогу, попадают под эту категорию (Б.Ш.). Стр. 86

Маха̄бха̄рата (महाभारत) знаменитая эпическая поэма Индии; букв. «великая битва» (HPB). Стр. 3

Маха̄бхӯта (महाभूत) пять великих танма̄тры (первоэлементы), т. е. земля, огонь, воздух, вода и эфир.  Стр. 74

Маха̄чайтанья(м) (Маха̄ чайтаньям) (महाचैतन्य(म्) дайвипракрити, четвертая жизнь-волна, единственная сущность с осознанием Эго (Б.Ш.).  См. Турия чайтаньям.  Стр. 60, 61, 77

Маха̄дэва (महादेव) букв. «Великий бог», имя Шивы (HPB). Стр. 40

Маха̄шма̄ша̄на (महाश्माशान) великая горящая земля, где аханка̄ра сжигается дотла и появляется совершенный адепт, дживанмукта. Стр. 24, 30

Маха̄ сушупти (маха-сушупти) (महासुषुप्ति) промежуточный барьер, который должен преодолеть посвящённый, прежде чем получить четвертое посвящение.  Когда он изолируется от своих трёх тел, джива̄тма переходит в маха̄сушупти или промежуточный барьер, Великий суньям, наводящий ужас даже на философа, который, возможно, сделал совершенной свою личность;  этот барьер можно преодолеть только через преданность Бхагавану.  Его также называют махāшмāшāной или великой землей кремации, так как именно здесь Посвященный кремирует свою личность и аханка̄ру (эго) и становится совершенным Учителем Мудрости. Стр. 23, 32

Махат (महत्) букв. «Великий».  Первый принцип вселенского Разума и Сознания (HPB). Стр. 82, 83

Маха̄тман (Маха̄тма) (महात्मन्) букв. «Великая душа».  Адепт высшего порядка.  Превознесенные существа, которые, достигнув господства над своими низшими принципами, таким образом, живут независимо от «плотского человека» и обладают знаниями и властью, соизмеримыми с той стадией, которую они достигли в своей духовной эволюции.  На пали называются рахатами или архатами.  (HPB). Стр. 25, 26, 53

Махешвара (महेश्रर) Великий Владыка. Стр. 84, 102

Махешвара, Парабрахм (महेश्रर परब्रह्म्) Великий Владыка, Бесконечная Причина или Высший Дух. Стр. 60

Мананам (मननम्) размышление (Б.Ш.), медитация. Стр. 85

Манас (मनस्) разум. Стр. 61,69, 70, 74, 82, 97, 105

Ма̄ндукья (माण्डूक्य) Ма̄ндукья Упанишада. Стр. 77

Ма̄ндукья-Упанишад (Ма̄ндукьоранишад) (माण्डूक्य उपनिषद्,) эта Упанишада относится к Атхарва-Веде и говорит обо всём диапазоне человеческого сознания. Стр. 13, 17, 22, 24, 76, 115

Мано-бхава (поклонение) (मनोभव) поклонение заключается в отречении от мелочей жизни (Б.Ш.). Стр. 102, 104

Маномайя (коша) (मनोमय) термин Веданты, означающий оболочку (кошу) маномайи, эквивалентную четвертому и пятому «принципам» в человеке.  В эзотерической философии эта «коша» соответствует двойному манасу.  (HPB). Стр. 77

Мантра (मन्त्र) стихи из Ведических произведений, используемые в качестве заклинаний или магических формул. Под мантрами подразумеваются все те части Вед, которые отличаются от брахманов или их интерпретации.  (HPB).  Стр. 20, 23, 86

Мантрика шакти (मन्त्रिकशक्ति) энергия или оккультная сила мистических слов, звуков, чисел или букв в этих мантрах (HPB). Стр. 23

Ману (मनु) великий индийский законодатель, прародитель человечества, почти божественное Существо (HPB). Стр. 7

Ману смрити (मनुस्मृति) законы и предписания Ману. Стр. 92

Ма̄рга̄с (मार्गस्) «пути», ведущие к нирва̄не. Стр. 12

Ма̄йя (माया) иллюзия, космическая сила, которая делает возможным феноменальное существование и его восприятие.  В индуистской философии то, что является неизменным и вечным, называется реальностью.  Всё, что может быть изменено за счет распада и дифференциации и, следовательно, имеет начало и конец, рассматривается как иллюзия, ма̄йя (HPB). Стр. 24, 29, 52, 59, 60, 63, 65

Мόйя шакти (मायाशक्ति) энергия Махаяны. Стр. 101

Майи (сарва̄ни карма̄ни) (मयि) мне (посвятите мне все действия).  93

Мокша (मोक्ष) освобождение.  То же, что и нирва̄на;  посмертное состояние покоя и блаженства «Души-Пилигрима» (HPB).  Стр. 30, 33, 34, 38, 47, 48, 53.

Мукта (मुक्त) те, кто достиг мокши. Стр. 82, 94

Мукти (मुक्ति) то же, что и мокша;  совершенствование индивидуальности Б.Ш.).  7, 64, 80, 82, 95, 112

Мӯла̄дхара чакра (मूलाधारचक्र) сакральное сплетение у основания позвоночника. Стр. 19, 100

Мӯлапракрити (मूलप्रकृति) букв. «корень природы» (пракрити) или материи. Парабрахмический корень, абстрактный божественный женский принцип, а̄каша (HPB). Стр. 60-63, 74, 81, 82, 88, 90, 91, 100, 102, 109

Мумукшу (मुमुक्षु) кандидат на освобождение (мокша) (Б.Ш.). Стр. 39

Мумукшутва(м) (मुमुक्षुत्व(म्) желание освобождения (от перевоплощения и рабства материи) (HPB). Стр. 37, 85

Мундака (मुण्डक उपनिषद्) (Упанишада).  Упанишада, называемая Мундакопапанишада из Атхарва Веды. Стр. 78

Муни (मुनि) святые или мудрецы (HPB). Стр. 20