Петух Асклепию

[Древняя философия]

 

«Петух, трубач зари, своей высокой
И звонкой глоткой будит ото сна
Дневного бога, и при этом зове,
Будь то в воде, в огне, в земле иль в ветре,
Блуждающий на воле дух спешит
В свои пределы;» Шекспир.[1]

«Холод добрал­ся уже до живота, и тут Сократ рас­крыл­ся — он лежал, заку­тав­шись, — и ска­зал (это были его послед­ние сло­ва):

—Кри­тон, мы долж­ны Аскле­пию пету­ха.[2] Так отдай­те же, не забудь­те».

«Федон»[3]

 

Древние мудрецы были очень искусными в создании символов и эмблем, рассказов и талисманов.  Иерофанты были не только мистиками, которые ощущали единство и нравственную мощь, стоящую за проявленной вселенной, опираясь на указания, которые, несмотря на интуицию, были все-таки смутными.  Опыт большинства мистиков состоял в возвышенных и экзальтированных ощущениях.  Они касались глубин сердца; мистики тешили себя надеждой, что другие со временем будут иметь схожие переживания.  Но нет, мудрецы, которые также имели такие переживания, но которые искали знания, чтобы понять, что чувствуют, не довольствуясь ощущением блаженства, полностью овладевали силами природы или Эго.  Мудрецы видели и понимали могучую магию Пракрити и управляли ею силой Пуруши или Духа.

Такой мудрец способен подняться до Высшего места;  управляя духом и материей, он становится уттамом пурушей или высшим человеком, Махатмой, которого очень трудно найти.  Мудрец не только ощущает присутствие макрокосма, как внутри, так и вне себя, как это делает мистик.  Он знает великую Вселенную, как она возникает, какие законы управляют ею, как эволюция развивается по спирали.  Он одерживает победу над смертью и таким образом становится Владыкой Жизни, перенося любое изменение, любую трансмутацию, любое разрушение.  Он – возрождённый Всемогущий, в котором  бьётся Абсолют Сострадания в соответствие со временем и ритмом сердечной пульсации Мудрости.  Поэтому мудрецы, видящие скорбное положение человечества, пытаются спасти человека от смерти Души, которая следует за слепотой и моральным упадком.  Свет Мудрости-Сострадания, воплощаемый Мудрецом-Провидцем, постоянно, как и циклически, используется им, чтобы человеческим душам не утонуть в океане Самсары.  Одним из способов предоставления такого полезного знания является использование символов и аллегорий, которые могут пробудить человеческий разум.

Древние символы имеют глубокий смысл.  Истинные символы не создаются произвольно.  Они являются подлинными живыми посланниками в проявленной вселенной.  Мудрец расшифровал и указал на них как на видимые признаки скрытых вечных истин.  Примером могут служить качества Кришны, перечисленные им самим в Гите.  В иранской мифологии, а также в греческой, скандинавской и других мифологиях, можно найти множество ярких символов.  Так, Яйцо является символом;  Дерево – ещё одним символом.  Существуют цветы, птицы, звери и рептилии, которые являются конкретными посланниками великих истин.

Символы и аллегории не были изобретены мудрецами;  они были естественными конкретными объектами, которые содержали скрытые истины, через представленные им истинные утверждения.  Между проницательным взглядом Провидца и фантазиями поэта или философа есть разница.  Необходимо различать истинные символы, эмблемы и аллегории, которые составляют часть живой Природы или Пан-Софии, от искусственных образов, подобий и сравнений.  Первые доказывают, что Закон соответствий или аналогии фактически работает в живой природе.  Искусственные образы часто искажают действие этого Закона, мешая человеческому восприятию.

Сегодня мы укажем на один такой истинный символ из зороастрийского Вендидада, в котором упоминается священный петух Пародарш». «Тот, кто предвещает грядущий рассвет».

Петух известен своим пронзительным криком, а поэты и драматурги ощущали его  необычное значение. Не все верно оценивали природу и характер птицы, которую греки назвали алектрион,[4] потому что она самая магнитная и чувствительная из племени пернатых. Петух был священной птицей у Асклепия, Сотером или Спасителем, который  мог воскресить мертвых к жизни. Петух всегда был связан с символикой солнца, смерти и воскресения. Петух в своё время создаёт один ритм, а не своё время кричит другим тоном.  Кукарекание является признаком смерти, если птица кукарекает не рано утром, предвещая рассвет или воскресение нового дня после ночи.

В этом смысле некоторые стихи в Вендидаде заслуживают внимания. В 18-й главе Ахура Мазда заявляет, что петух Пародарш является носителем сияющего Сраоша, воплощающегося Святого Слова.  В ранние утренние часы петух поглощает особую бесстрашную энергию периода Ушаха и выдает свой крик.  Этот период также относится к Деве Уше, которая готовится приветствовать Солнце.  О чём кричит петух?  «О, люди, просыпайтесь, восхвалите Чистоту Истины и тем самым уничтожьте силы тьмы! Если вы этого не сделаете, демон безделья и апатии длиннорукая Бушьяста задавит вас».  Этот демон пытается накинуть на пробуждающихся людей темную сеть лени, шепча «Спи, о, бедный человек, сейчас некогда делать работу».  Петух снова кричит: «О, люди,  вам не должно слишком долго спать!»

То, что написано в отношении тела, является аллегорией Души.  Ум, пробуждающийся к жемчужному свету Нового Дня, уловив проблеск Розового Рассвета, испытывает соблазн задерживаться и слишком часто возвращается к своей материальной, чувственной среде, в которой править Демон подлинного безделья.  Дьявол чувственного общественного порядка всегда занят, удерживая мужчин и женщин, привязанными к их чувственной жизни, он является разрушителем и гонителем Жизни Души.  Воистину, у демона длинные, предлинные руки, и он хватает в свои объятия тысячи людей, многие из которых увидели Свет Истины и которые, следовательно, должны были быть вне его досягаемости.

В Евангелие есть история о Петре и петухе, прокричавшем три раза.  Разве это не послание о том, что Учитель дал возможность Петру возродиться — умереть, чтобы жить — возможность, которой Пётр не воспользовался?  Кто может сказать, что Римская Церковь не смогла оставаться верной чистым учениям Учителя из-за Петра, который отказался от своего Господа, чтобы спасти свою шкуру?  Мы вполне можем взять эти строки из «Гамлета» о рождении Христа-Духа, как интуиции, выраженного словами великого драматурга:

«Есть слух, что каждый год близ той поры,
Когда родился на земле спаситель,
Певец зари не молкнет до утра». [5]

У петуха есть сила воскрешения.  Его крик является символом воскрешающей силы доброго Духа, который освещает разум и работает ради последующих пробуждений.  Те, кто отказываются получить его благотворное воздействие, переходят из смерти в смерть.  Те, кто склоняются перед его влиянием, переходят из жизни в жизнь.  Не все ли стремящиеся к воскрешению должны, как Сократ, петуха Асклепию?

 

 

 

 

[5] «Гамлет» Акт 1, сцена 1, перевод Щепкиной-Куперник, прим. пер.