Нацизм, фашизм и теософское движение в двадцатом веке

Последствия нацистской бомбардировки Лондона.

 

«Сформировать ядро ​​Всеобщего

Братства человечества, без

различия расы, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи».

 

[Первая и главная цель теософского

движение, основанного в 1875 году в Нью-Йорке]

 

В мире, где до сих пор частично господствуют фанатизм и ритуальные религии, вполне естественно, что теософское движение, являющееся, скорее, ненасильственным гасителем иллюзий, подвергается нападкам различного рода, изнутри и извне.

 

В качестве примера таких нападок у нас есть множество безосновательных сочинений, обвиняющих теософское движение в симпатиях к нацизму или фашизму. Существуют различные источники дезинформации на тему теософии и гитлеризма, и кажется уместным привести некоторые доказательства фактической связи между ними, включая период Второй мировой войны.

 

Нацизм злоупотреблял индийскими священными символами в корыстных целях. Нацистские лидеры практиковали своего рода антигуманистическое колдовство, и имели много общего с замаскированным «мистицизмом ненависти и насилия», тщательно разработанным иезуитами и используемым Ватиканом с XVI века. Конечно, Ватикан всегда был против теософии, поскольку теософия предлагает всеобщее братство и осуждает любую форму религиозного догматизма и борется с ним.

 

Поскольку факты часто говорят сами за себя, мы начнем с рассмотрения фактического положения стран (одну за другой) во время второй мировой войны.

 

* В мае 1940 года нидерландская секция Адьярского теософского общества была закрыта сразу после немецкого вторжения. Теософская деятельность велась тайно и подпольно, хотя и была запрещена гитлеровскими захватчиками. [1]

 

* В Бельгии 10 мая 1940 года интенсивно бомбардировали Брюссель. После этого нацисты разграбили все ложи и частные библиотеки. Жозефина Рэнсом пишет, что генеральный секретарь мисс Серж Бризи вместе с ассистентом устроили огромный костер, пока продолжались воздушные налеты, и сожгли все бумаги, которые могли скомпрометировать членов секции. Затем мисс Серж Бризи на несколько месяцев укрылась в Бордо. Во время ее отсутствия гестапо обыскало ее дом и забрало ее книги и лекции, а также книги из штаб-квартиры секции и из домов нескольких видных членов, живших в Брюсселе, а также из домов президентов лож в провинциях. В декабре она вернулась и обнаружила, что секция закрыта. Гестапо тщетно угрожало наказанием в том случае, если не будет представлен список членов секции. Имена не были сообщены. [2]

 

* Во Франции через несколько дней после того, как немецкая армия вошла в Париж, войсковые офицеры закрыли штаб. Позже они унесли все документы, библиотечные книги и другие предметы, принадлежащие Адьярскому обществу. Через несколько месяцев после этого правительство Виши, [контролируемое нацистами], распустило Общество, и дважды всем государственным служащим пришлось заявить, что они не являются его членами. Гестапо заняло здание штаб-квартиры в Париже и превратило его в центр своей секретной службы. [3] Весьма интересно, так как гестапо использовало иезуитские и ориентированные на колдовство методы, как мы увидим позже в настоящей статье. Они, возможно, были заинтересованы в использовании любого «тонкого магнетизма», созданного теософскими исследованиями.

 

Несмотря на нацистскую оккупацию, тайные собрания членов Адьярского общества иногда проходили во Франции. Движение возродилось, как только союзники освободили страну.

 

* Греческая секция Адьярского общества выступила с заявлением перед всеми теософами всего мира, осуждая вторжение в Грецию Бенито Муссолини из фашистской Италии. [4] Мы должны помнить, что Ватикан, расположенный в Риме, официально поддерживал фашизм в Италии.

 

* Итальянская секция Теософского общества была распущена в 1939 году фашистским правительством. Некоторая неформальная деятельность сохранилась, и в 1946 году секция возобновила работу.

 

* После вторжения в Польшу члены Адьярского общества Венгрии помогали множеству приехавших в эту страну польских беженцев, некоторые из которых были теософами. [6]

 

* В Германии теософское движение было распущено и запрещено с 1939 по 1945 год. Подпольно провели лишь несколько частных встреч. [7]

 

* В Норвегии всякая теософская деятельность была запрещена с момента вторжения в страну нацистов в апреле 1940 года и вплоть до её окончательного освобождения в 1945 году. [8]

 

* В Англии Жозефина Рэнсом сообщает, что работа Адьярского общества была значительно затруднена, хотя лекции и занятия продолжались, несмотря на массированные воздушные налёты, и несколько бомб упали так близко от штаб-квартиры, что окна разбились вдребезги, а потолки рухнули. [9]

 

* В первый день нового 1942 года Джордж Арундейл, гражданин Англии, а затем международный президент Адьярского общества, ещё раз призвал Индию искренне участвовать в войне против нацистов.[10]

 

* Что касается Ч. Джинараджадаса, который в те дни играл ведущую мировую роль в отношении внутренней или эзотерической деятельности Адьярского общества, то Л. Г. Лесли-Смит писал следующее:

 

«Большую часть второй мировой войны брат Раджа провел в Лондоне, который стал штаб-квартирой многих европейских правительств, чьи земли были захвачены, а также Теософского общества Европы. Он жил на Овингтон-сквер, 33, чтобы сделать его духовным центром и средоточием теософского вдохновения в мрачные годы. Оттуда посредством обширной переписки он утешал и ободрял членов Общества во всех странах, где еще существовала почтовая служба. Он часто работал всю ночь напролёт до четырех часов утра, и на полу оставалась кипа писем, которые его секретарь потом штамповал и рассылал в разные части мира». И Л. Г. Лесли-Смит добавляет: «Он исполнил роль мужественного гражданина в качестве добровольца в службе предотвращения воздушных налетов [специальная пожарная охрана]. Об его отношение к опасности говорит один случай, произошедший однажды днем, когда автор этих строк сидел с ним в комнате на первом этаже дома 33 [Овингтон-сквер]. Завыли сирены, предупреждая о приближении вражеских бомбардировщиков. Он отметил это предупреждение, и мы продолжили свой разговор. Через несколько минут раздался нарастающий вой падающей бомбы — реакции по-прежнему не было; затем раздался грохот взрыва неподалеку. Он продолжал разговор, не моргнув и глазом, до его естественного завершения».[11]

 

Объединенная ложа теософов

 

* Теософское общество Пасадены и Объединённая ложа теософов (О.Л.T.) были основаны в Соединённых Штатах (как и само теософское движение), и даже сейчас они наиболее активны в этой стране. Во время Второй мировой войны журнал «Теософия», издававшийся в Лос-Анджелесе членами О.Л.T., несколько раз подвергал критике, в основном в небольших заметках, аспекты и ​​события войны. Он показал, насколько прискорбны войны вообще. Это делалось с философской точки зрения сакральной мудрости и древней традиции и на основе принципов ненасилия (ахимсы) и всеобщего братства. [12]

 

* С 1931 по 2011 год каждый год около 25 июня центральный офис Объединенной Ложи Теософов в Лос-Анджелесе рассылал письма членам своей ложи и друзьям по всему миру. Ежегодное письмо О.Л.Т. от 25 июня 1941 года начиналось следующими словами:

 

«В этом году, поскольку наше ежегодное приветствие направляется всем членам Объединенной ложи теософов, нет никакой уверенности в том, что послание дойдёт до адресата не только по «астральной» почте. В прошлом году члены лондонского отделения ознакомились с письмо О.Л.Т. в подвале, когда над головой взрывались бомбы; в этом году их здание было разрушено, за исключением двух комнат, но книги сохранились, встречи всё ещё проводятся, лондонский бюллетень регулярно издаётся, и лекции читаются вплоть до Бата и Солсбери». [13]

 

* В следующем, 1942 году, в письме О.Л.Т. было выражено чувство восхищения лондонскими членами:

 

«Теософы подали мужественный пример нравственного стремления к тому, что миру в целом нужно ещё многому научиться. Без ненависти, без отчаяния, без осуждения какой-либо человеческой души работа в Лондоне продолжается в условиях ужасного напряжения и всё возрастающих лишений. Таков бессмертный дух, достойный храброго народа….»

 

Затем в письме комментируется оккупированная нацистами Норвегия:

 

«В других местах, в странах, страдающих от тяжелой руки оккупации, духовная жизнь людей становится крепче. Прошлым летом из Норвегии, где регулярные встречи уже невозможны, пришло следующее волнующее известие: «…. по-видимому, нынешние испытания делают людей более открытыми и готовыми слушать и осознавать, так что возрастает вероятность того, что все больше и больше людей обратятся к изучению философии, и перспектива более радужная». [14]

 

* В 1943 и 1944 годах в письмах О.Л.Т. прилагались постоянные усилия по поддержанию активности теософского движения, несмотря на войну. В 1945 году в письме приветствовалось окончание войны и успехи лондонской ложи О.Л.Т.. В 1946 году было объявлено, что после поражения нацистов регулярные собрания О.Л.Т. возобновились в парижской ложе, как и в других частях Европы.

 

Письмо Джин Овертон Фуллер

 

Британский теософ миссис Джин Овертон Фуллер жила и писала недалеко от Лондона. Она была одним из главных биографов Е.П.Б., автором книги «Блаватская и её Учителя» [15]; среди её книг есть и другие интересные биографии, в том числе сочинения о графе Сен-Жермене и о Фрэнсисе Бэконе. Она прожила долгую жизнь служения и умерла в 2009 году в возрасте 94 лет. Джин не только изучала историю, она знала о ней на собственном опыте. В 2006 году я уже начал исследовать истинные отношения между нацизмом и теософией и попросил ее написать несколько комментариев о Второй мировой войне. Джин писала в письме от 27 мая 2006 года следующее:

 

«Дорогой Карлос,

 

«Рада вновь получить от вас известие, но была потрясен, узнав от вас, что появилась книга UNHOLY ALLIANCE [16], которая обвиняет Теософское общество в том, что оно вдохновило Гитлера. Это, конечно, ерунда.

 

Я жила в Лондоне всю войну, во время ночных бомбёжек и бомбёжек крылатыми ракетами типа Фау-1,2. Я работала с 9 до 5 ежедневно в правительственном отделе почтовой цензуры Министерства информации, а по ночам, три раза в неделю, я работала, сначала ухаживая за людьми, чьи дома были разрушены бомбежками, затем как обученный пожарный группы, которая поддерживала связь с обычной пожарной командой. При воздушной тревоге в свою дежурную ночь я просыпалась, выходила на холод и заступала на дежурство вместе с другими людьми, вооружёнными киркой, ведром и шлангом… Я тогда была членом Теософского общества. Моё членство датируется 1942 годом, и я никогда не слышала выражения симпатии к нацистам со стороны общества!

 

Но задаваясь вопросом, как могла придти в голову этого автора такое странное и ложное представление, я пришла к выводу, что прослеживание происхождения рас (в частности, как это изложено в книге А. Э. Пауэлла «СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА», основанной на статьях Анни Безант и Ч. У. Ледбитера в результате их исследований) может привести к тому, что кто-то станет чрезмерно интересоваться расами. Уверена, что ни миссис Безант, ни Ледбитер никогда не думали поощрять расовую дискриминацию. Дискриминация любой расы или религии прямо противоречила бы первой цели Общества. Но представляю, какую пользу мог бы извлечь такой ум, как у Гитлера, из этих статей. Рада получить вашу полезную информацию о том, что происходило с Т.О. в различных странах, оккупированных немцами».

 

Школа Арканов и добрая воля мира

 

* Зародившиеся в теософском движении и основанные Алисой Бейли, Школа Арканов, «Всемирная добрая воля» и её «Новая группа мировых служителей» занялись активной поддержкой союзников во время Второй мировой войны. Бейли даже критиковала пацифизм Махатмы Ганди, который, как активист, был настроен против британцев, и считал, вероятно, политически выгодным не поддерживать их позицию против немцев, за что подвергался критике.

 

В августе 1942 года Алиса Бейли писала о «…пацифистских установках — идеалистических и непрактичных, которые сегодня сосредоточены на позиции Ганди. Он явно демонстрирует бескомпромиссную, фанатичную позицию, которая нереалистична и охотно жертвует жизнями, нациями и будущим человечества для достижения своей цели». В своих сочинениях в годы войны Бейли писала, что союзные и демократические страны вдохновлялись Учителями, а ось Берлин-Рим-Токио вдохновлялась ненавистью и злыми мотивами. [17] Миссис Бейли была права в этом отношении, но в общих чертах. Теософия же нуждается в свободомыслии и соблюдении прав человека.

 

Джидду Кришнамурти

 

* Джидду Кришнамурти, покинувший Адьярское теософское общество в 1929 году, занимал радикальную пацифистскую позицию. Описывая события 1942 года, его близкий друг и биограф Мэри Лютьенс признаётся:

 

«Для тех, кто живёт в Англии, кто гордился тем, что они в одиночку противостояли нацистской агрессии, кто был воодушевлен битвой за Британию, кто был в восторге от слов Черчилля и каким-то образом сумел сдержать страх перед ночными бомбёжками, горячо веря, что они сражаются с воплощение зла, было трудно принять пацифические излияния Кришнамурти из таких райских уголков, как Охай [в Калифорнии], Мартас-Винъярд и Национальный парк Секвойя. Леди Эмили, видимо, сказала ему то же самое с некоторой резкостью и обвинила его в том, что он спасается от ужаса…». [18]

 

Это была не единственная ошибка Кришнамурти, который с 1929 года не был членом теософского движения. Тем не менее, каково бы ни было мнение о пацифистских взглядах м-ра Кришнамурти, его явно нельзя обвинить в симпатиях к нацизму или фашизму.

 

Теософский идеал в Уставе ООН

 

* После поражения Адольфа Гитлера в 1945 году появилась Организация Объединенных Наций как глобальная сеть стран. Это произошло ровно через 70 лет после основания теософского движения, 7 сентября 1875 года. Семь десятилетий имеют нумерологическое значение. Вероятно, не случайно и то, что ООН находится в Нью-Йорке, в том самом городе, где было основано теософское движение — его собственный оккультный прообраз.

 

* Первая и главная цель теософского движения, относящаяся к идеалу Всеобщего Братства, была явно принята Организацией Объединенных Наций. Первая статья Устава ООН, в которой излагаются четыре цели и принципы ООН, глубоко теософична. Цели Организации Объединенных Наций таковы:

 

«1) Поддерживать мир и безопасность (…); 2) развивать дружественные отношения между народами (…); 3) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного или гуманитарного характера, а также в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; и 4) быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей». [19]

 

* С 1945 года победа союзников официально отмечается 8 мая. И это тот самый день, когда Е.П. Блаватская умерла в 1891 году, когда теософы стали прославлять её жизнь с момента её ухода. Ещё одно интересное нумерологическое «совпадение» состоит в том, что Гарри Трумэн (президент США в последние мгновения войны) родился именно 8 мая.

 

Учитывая приведённые выше факты, нетрудно прийти, по крайней мере, к одному выводу. Какие бы критические замечания ни возникали в отношении той или иной теософской организации (а их много), вопрос здравого смысла – признать, что всё движение, включая Адьярское общество, естественно и по своей сути выступает за свободу и демократию и против любого неуважения к человеческой жизни. Движению присуща тенденция к своей главной цели — всеобщему братству.

 

Как Ватикан поддерживал Адольфа Гитлера

 

Из вышеприведённой информации очевидно, что нацизм и фашизм преследовали теософское движение в каждой стране, в которой они господствовали, как до, так и во время Второй мировой войны. Движение вернулось к нормальной жизни только после того, как Гитлер и Муссолини потерпели поражение от демократических стран.

 

Теперь рассмотрим другую сторону проблемы. Каковы были отношения между немецким нацизмом, итальянским фашизмом и Ватиканом?

 

Между этими тремя существовало непростое, но тесное сотрудничество. Оно началось в начале 1920-х годов, как показывает автор Джон Корнуэлл в своей хорошо документированной книге «Папа Гитлера – тайная история Пия XII» [20]. Ватикан также оказал решительную поддержку жестокой пронацистской диктатуре Франсиско Франко в Испании.

 

Эудженио Пачелли был представителем Папы в Германии в 1920-х годах. Позже он стал папой Пием XII. Пачелли сыграл ключевую роль в предотвращении сопротивления немецких католиков, традиционно демократов, политическому маршу Гитлера к абсолютной власти. Благодаря Пачелли, как только Гитлер пришёл к власти в 1933 году, немецкий католицизм оказал активную поддержку нацизму (лютеранская церковь поддерживала нацистов уже какое-то время).

 

Что касается Италии, то в 1929 году папа Пий XI подписал всестороннее соглашение с фашистским диктатором Бенито Муссолини. Всё это подтверждало существование прочных механизмов взаимопомощи между римской церковью и наци-фашизмом.

 

Поэтому не случайно, что в 1930 году Эудженио Пачелли покинул нацистскую Германию, чтобы отправиться в Рим и работать там в должности государственного секретаря. В 1939 году Пачелли официально стал папой и принял имя Пия XII. Джон Корнуэлл сообщает, что почти сразу после этого Пачелли написал доброжелательное и дружеское письмо Адольфу Гитлеру, возобновив личную приверженность «союзу церкви и государства» в Германии и заявив, что он остаётся «преданным благоденствию немецкого народа, который находится под вашим руководством». [21]

 

Другой историк, Пол Джонсон, пишет об этом так:

 

«Пий XII, избранный Папой в марте 1939 года, не мог дождаться, чтобы отправить Гитлеру дружеское письмо. Несколько дней спустя он отказался осудить присоединение Чехословакии, хотя знал, что это означало то, что чешские католики (…) немедленно лишились своих школ. (…) В апреле 1939 года протестанты и католики звонили в колокола [в Германии] в честь дня рождения Гитлера, и кардинал Бертрам, католический примат, послал ему поздравительную телеграмму». [22]

 

Адольф Гитлер теперь имел благословение Ватикана, и они открыли ему возможность усугубить свою политику массовых убийств и распространить её по всему миру.

 

Однако была одна группа христиан, которая сопротивлялась Гитлеру. Это были христиане «Свидетели Иеговы». Пол Джонсон пишет:

 

«Они отказались от какого-либо сотрудничества с нацистским государством, которое они осудили как совершенное зло.(…) Многие были приговорены к смертной казни за отказ от военной службы и подстрекательство других к тому же; или они заканчивали свою жизнь в Дахау и сумасшедших домах. Одна треть из них была фактически убита, а девяносто семь процентов, так или иначе, подверглись преследованию». [23]

 

Это, конечно, лишь некоторые данные о сотрудничестве Ватикана с Гитлером. А таких данных много.

 

С теософской точки зрения мы должны помнить, насколько радикально Е. П. Блаватская и её Учителя выступали против политики Ватикана, особенно иезуитов, и осуждали её. Достаточно прочитать об этом в «Письмах Махатм А. П. Синнетту», особенно в письме XXX в издании Theosophical University Press [24]. В этом письме проводится сравнение между антагонистически разными методами, используемыми иезуитами и гималайскими Учителями Мудрости. Учитель пишет в письме:

 

«Как я уже однажды говорил, они [то есть иезуиты] знают, что то, чему они учат, есть ложь, а мы знаем, что то, что мы сообщаем, есть истина, одна истина и ничего, кроме истины. Они трудятся ради большей власти и славы (!) своего ордена, а мы – ради обретения сил и окончательной славы индивидуумов, отдельных лиц и человечества в целом (….). Они трудятся, действуют и вводят в заблуждение ради мирской власти в этой жизни; мы трудимся, действуем и позволяем нашим чела временно быть введёнными в заблуждение, давая им возможность никогда не впадать в заблуждение впредь, и видеть всё зло лжи и неправды не только в этой, но и во многих будущих жизнях. Они (иезуиты) жертвуют внутренним принципом, духовным мозгом Эго, чтобы напитать и лучше развить физический мозг столь эфемерной человеческой личности, жертвуя всем человечеством, чтобы предложить его как всесожжение своему Обществу — ненасытному чудовищу, питающемуся мозгами и костным мозгом человечества и поражающему неизлечимым раком каждое пятнышко здоровой плоти, к которому оно прикасается. Мы (критикуемые и непонятые Братья) мы пытаемся убедить людей принести в жертву свою личность (мимолетную вспышку) ради блага всего человечества, а значит, и ради своих собственных бессмертных Эго или части последнего, так как человечество есть частица единого целого, которым оно однажды и станет. Они обучены вводить в заблуждение, а мы – выводить из заблуждения (…)». [25]

 

Так истинная теософия рассматривает Ватикан и иезуитство

 

С другой стороны, нельзя не заметить интересную «внутреннюю», существенную связь между гитлеровским нацизмом и иезуитами. Об этом откровенно рассказал историк-иезуит Винсент А. Лапомарда в своей книге «Иезуиты и Третий Рейх».

 

Цитируя различные нацистские документы, Лапомарда, похоже, почти гордится тем, что приводит различные свидетельства по этому поводу. Он писал, повторяя слова другого автора:

 

«Гиммлер настолько создавал свои СС по образцу иезуитов, что даже Гитлер называл его «мой Игнатий Лойола».

 

Лапомарда также сообщает:

 

«Гиммлер содержал средневековый замок Вевельсбург, который служил, так сказать, монастырем СС».

 

Цитируя ещё одного автора на той же странице, иезуит признает:

 

«…Гитлер не только считал СС своим иезуитским орденом, но и настаивал на том, чтобы эти нацисты ознакомились с «Духовными упражнениями», написанными св. Игнатием Лойолой, основателем Общества Иисуса». [26]

 

Две основные причины, вследствие которых теософское движение преследовалось как нацизмом, так и Ватиканом, заключались в следующем: 1) оно было задумано и создано как ядро ​​Всеобщего Братства; и 2) что идея Всеобщего Братства вдохновляет его главную заявленную цель и суть его деятельности.

 

Таким образом, военное поражение нацистов было серьезным политическим поражением Ватикана. После окончания Второй мировой войны иезуиты так и не восстановили того влияния, которое они имели до или в те годы, когда нацисты-фашисты свободно укрепляли свою преступную деятельность.

 

С другой стороны, было очень удачным и многозначительным «совпадением» то, что главная теософская цель, всеобщее братство, была явно принята в 1945 году как часть Устава Организации Объединённых Наций.

 

С тех пор она стала одной из главных долгосрочных целей всей системы ООН, а может быть, и центральной.

 

Теософия и Теодор Герцль

 

Родство эзотерической философии и иудаизма находит выражение в сочинениях Елены Петровны Блаватской, которая часто цитирует еврейские источники.[27]

 

С другой стороны, проект современного сионистского движения имеет общие черты с теософским идеалом всеобщего братства. В своём пророческом романе 1902 года «Старая новая земля», предвосхищающем создание государства Израиль в 1948 году, Теодор Герцль писал, что не имеет значения, к какой расе или религии принадлежит человек. Все религии и философии должны иметь одинаковые права в справедливом обществе. [28]

 

Теософия междисциплинарна. Для понимания нужно открытое сознание. Говоря об иудаизме, Джонатан Сакс цитирует в одном из своих сочинений следующие слова раввина Авраама Исаака Кука:

 

«Ограниченность, ведущая к тому, чтобы видеть всё, что находится за пределами своего народа… безобразным и скверным, есть страшная тьма, вызывающая повсеместное разрушение всего здания духовного блага, на свет которого уповает всякая благородная душа». [29]

 

Первая половина 21 века — неподходящий момент, когда можно терять время и не заниматься укреплением взаимноуважения между народами и между той или иной культурной традицией.

 

Войн можно избежать на основе свободных и искренних дебатов. Необходимы откровенный поиск истины и должное дистанцирование от психической диктатуры «политкорректных» мнений. Неправильные идеи должны быть показаны как ложные, если они действительно таковы. Нельзя запрещать мышление во имя господствующего мнения.

 

Добрая воля и взаимопонимание между странами должны существовать в соответствии с правилом уважения к истине. Закон постоянного самосовершенствования всего живого неизбежен. Терпеливое и конструктивное действие в сочетании с решительными мерами, когда это необходимо, вероятно, является лучшей политикой для стимулирования безусловного братства в долгосрочной перспективе.

 

СНОСКИ:

 

[1] «Семьдесят пятая годовщина Теософского общества. Краткая история общества (1926–1950)», Жозефина Рэнсом, T.И.Д., Адьяр, 1950, 252 стр., см. стр. 106–107.

 

[2] «Семьдесят пятая годовщина Теософского общества», стр. 107.

 

[3] «Семьдесят пятая годовщина Теософского общества», стр. 107-108.

 

[4] «Семьдесят пятая годовщина Теософского общества», стр. 109.

 

[5] «Семьдесят пятая годовщина Теософского общества», стр. 109.

 

[6] «Семьдесят пятая годовщина Теософского общества», стр. 110.

 

[7] «Семьдесят пятая годовщина Теософского общества», стр. 111.

 

[8] «Семьдесят пятая годовщина Теософского общества», стр. 111.

 

[9] «Семьдесят пятая годовщина Теософского общества», стр. 121.

 

[10] «Семьдесят пятая годовщина Теософского общества», стр. 122-123.

 

[11] «Теософ», ежемесячный журнал, Адьяр, Индия, Т. 97, № 03, декабрь 1975 года, стр. 123.

 

[12] См., например, номера журнала «Теософия» за декабрь 1940 года, стр. 96; июнь 1942 года, стр. 382-383; август 1942 года, стр. 471-473; сентябрь 1943 года, стр. 481-484; январь 1946 года, стр. 111-115 (об атомных бомбах); февраль 1946 года, стр.150-153 (тоже о атомных бомбах).

 

[13] «Объединенная ложа теософов», Лос-Анджелес, Калифорния, Письмо О.Л.Т. от 25 июня 1941 года.

 

[14] «Объединённая ложа теософов», Лос-Анджелес, Калифорния, Письмо О.Л.Т. от 21 июня 1942 года.

 

[15] «Блаватская и её Учителя», Джин Овертон Фуллер, East-West Publications, Лондон/Гаага, совместно с T.И.Д./Лондон, авторское право 1988 года, 270 стр.

 

[16] «Нечестивый союз: история участия нацистов в оккультизме», книга Питера Левенды, упомянутая в журнале «Insight», журнале Адьярского теософского общества Англии, издание весна 2006 года, стр. 30.

 

[17] «Экстернализация иерархии», Алиса А. Бейли, Lucis Publishing Co., Нью-Йорк, Lucis Press Ltd., Лондон, авторское право 1957 года, четвертое издание 1972 года, 744 стр., см. стр. 368. По всей книге поддерживается точка зрения активистов, решительно выступающих за союзные и демократические страны.

 

[18] «Кришнамурти. Годы свершения», Мэри Лютиенс, Нью-Йорк, Фаррар Штраус Жиру, авторское право 1983 года, 248 стр., см. стр. 56. Дополнительную информацию о Кришнамурти и Второй войне см. на стр. 49, 50, 51, 53, 54, 56, 57, 61.

 

[19] См. также главу IX, статью 55, пункты (b) и (c). Хартия опубликована и широко распространена ООН. Её текст можно найти в «Британской энциклопедии», редактор Уильям Бентон, 1967, том 22, стр. 570.

 

[20] Penguin Books, Лондон, 1999.На португальском языке см. «O Papa de Hitler, a História Secreta de Pio XII», изд. Имаго, Р. Дж., Бразилия, 2000, 472 стр.

 

[21] «Папа Гитлера – тайная история Пия XII», Penguin Books, глава 12.

 

[22] «История христианства», Пол Джонсон, Penguin Books, England, 1976, 556 стр., см. стр. 489.

 

[23] «История христианства», Пол Джонсон, Penguin Books, см. стр. 489.

 

[24] T.U.P., Пасадена, Калифорния, США. 228-240. Это же письмо пронумеровано как Письмо 74 в хронологическом издании «Писем Махатм», T.И.Д., Филиппины, 1993, 600 стр., см. стр. 219-2

 

[25] «Письма Махатм», см. стр. 231 в редакции T.U.P.; и стр. 100-1 222-223, хронологическое издание, T.И.Д.-Филиппины.

 

[26] «Иезуиты и Третий Рейх», Винсент Лапомарда, The Ewin Mellen Press, Уэльс, Соединённое Королевство, 2005, 458 стр., см. стр. 42-4

 

[27] См. статьи «Еврейская эзотерическая школа» и «Блаватская, иудаизм и нацизм».

 

[28] «Старая Новая Земля», Теодор Герцль, издательство Markus Wiener Publishers, Принстон, третье издание, 2000 г., 296 стр., см. стр. 66-6 Перевод с немецкого Лотты Левенсон.

 

[29] Авраам Исаак Кук, «Мусар Авиха», стр. 96; перевод на английский Бенджамина Иш Шалом и Шалом Розенберга (ред.), «Мир мысли раввина Кука» (Иерусалим: Ави Хай, 1991), стр. 212. Цитируется по книге «Исцелить расколотый мир» (Этика ответственности) раввина Джонатана Сакса, Schocken Books, отделение Random House, Inc., Нью-Йорк, 2005, 280 стр., стр. 10.

 

000

 

Статья «Теософия и Вторая мировая война» была опубликована на совместных сайтах в августе 2010 года и дополнена в 2019 году. С июля 2019 года она также доступна в теософском блоге «The Times of Israel».

 

000