THE CUNNINGHAM PRESS Los ANGELES 32, CALIFORNIA

COPYRIGHT, 1951

BY THE CUNNINGHAM PRESS

All Rights Reserved

PRINTED IN THE UNITED STATES OF AMERICA

e-copy courtesy of http://www.phx-ult-lodge.org/theosophica%20lmovement.htm

 

«Позавчера ночью мне показали теософские общества с высоты птичьего полета. Я увидела несколько искренних и верных теософов в смертельной борьбе с миром в целом и с другими – номинальными и честолюбивыми теософами. Первых больше, чем вы думаете, и они победили – как вы в Америке победите, если только останетесь преданными программе Учителя и верны себе».

Е. П. Б., 1888 г.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В 1925 году, всего через пятьдесят лет после основания Теософского общества в Нью-Йорке, издательство Э. П. Даттон и К° опубликовало первую точную и исчерпывающую историю Теософского движения. Книга, озаглавленная «Теософское движение, 1875-1925гг., история и обзор», была составлена редакцией ежемесячного журнала «Теософия», посвящённого изначальным целям теософского движения. Она предоставила исследователям теософии и другим людям, интересующимся этим предметом, подробное и подтверждённое документами исследование о деятельности Е. П. Блаватской и других ведущих лидеров Теософского движения. На 700 страницах книги помещены подробные отчёты обо всех основных событиях теософской истории с достаточным количеством доказательств с тем, чтобы любой читатель мог сделать свои собственные выводы относительно спорных вопросов, или, по крайней мере, чтобы серьёзные исследователи встали на путь индивидуального исследования.

За годы, прошедшие после публикации «Теософского движения», не было обнаружено никаких существенных ошибок, будь то факты или трактовка, хотя из-за различных утверждений о «преемственности» или «духовном лидерстве», высказываемых некоторыми теософскими организациями, появление книги вызвало дискомфорт и недовольство среди некоторого круга лиц. Фактически, книга была опубликована с угрозой иска о клевете, но никакого иска не было возбуждено, несомненно, по той причине, что все сделанные заявления подтверждались фактами.

Настоящая книга является продолжением более раннего сочинения, опубликованного в 1925 году. С того времени в области теософии произошло много изменений. Умерли «лидеры», их места заняли другие личности. Превратности различных теософских обществ теперь менее интересуют исследователей, и центром интереса к теософии является сама философия в форме первоначальных учений, постепенно вытесняющая информацию об организационной деятельности и всякой полемики. Даже враги теософского движения демонстрируют своими методами нападок, что его реальная жизненная сила заключается в жизни и творчестве Е. П. Блаватской. О других лидерах первых дней движения всё больше забывают, но сила влияния Е.П.Б. растёт с годами, поскольку изучающие теософию, независимо от организации, ищут вдохновения в её неразбавленных учениях. Поэтому псевдотеософию легче распознать, а теософским «сектам» труднее поддерживать самобытную идентичность. Развитие событий, данное в книге «Теософского движения после 1925 года» даёт повод для нового материала этой книги, а также для подтверждения трактовки более ранних событий. «Теософское движение до 1925 года» останется как более подробный справочник начального цикла теософской истории; эта книга делает возможной публикацию другой книги, более краткой в ​​некоторых отношениях и охватывающей более поздние стадии движения до 1950 года.

Тем, кто впервые встретится в этой книге с теософией, можно кое-что сказать по поводу «авторитетов». Вскоре таким читателям станет понятно, что изучение теософии является занятием с весьма необычными выводами.

Могут спросить, что является авторитетом для утверждений, которые, похоже, выходят далеко за рамки известных фактов человеческого опыта? Очевидно, что любая философия, пытающаяся разрешить дилеммы западной цивилизации, должна опираться на какой-то источник, относительно незнакомый западному человеку. Фактически несомненно, что любой реальный анализ явного недовольства современного мира будет содержать элементы, которые до сих пор не рассматривались или игнорировались; и их не следует отбрасывать просто потому, что они незнакомы. Напротив, исключительное доверие к хорошо известным формулам того, что люди обычно считают знанием (научным или религиозным) вполне может быть причиной многих неудач западной цивилизации. В отличие от странной смеси эмпирической науки, эклектических умозрений и умирающей религиозной традиции, которая сегодня считается «знанием», теософия предлагает на рассмотрение учение гносиса, совокупность практических психологических и нравственных истин, которые каждый может проверить на себе, чтобы убедиться в них.

Теософское учение было определено мадам Блаватской как составляющее, по сути, синтез действующих принципов. Она говорила, что, научившись использовать эти принципы, любой человек может самостоятельно обрести знание законов природы и основных реалий человеческого опыта. Это положение она основывала на реальном существовании людей, чья жизнь демонстрирует мастерство использования этих принципов. Мадам Блаватская говорила, что такими людьми были её учителя. Но хотя теософии было дано такое определение её толкователем в девятнадцатом веке, исследователей неоднократно предостерегали от принятия её учений «на веру». Теософское движение искало не доверчивых преданных, а серьёзных исследователей.

В теософии исследователь найдет то, о чём можно размышлять, но мало чему можно слепо доверять. Правда, что существуют «учения» – определённые метафизические концепции, которые придают теософской философии её систематический характер. Эти учения были представлены мадам Блаватской без претензий на «оригинальность» и как естественное наследие интеллектуальной и нравственной эволюции человечества. Она предложила их не как догмы, а как метафизические разработки принципов, проверяемых на опыте. Доктрину или учение, составляющую часть этого наследия, прежде чем она будет самостоятельно проверена исследователем, можно сравнить с «гипотезой» учёного. Она не требует ни доверия, ни отрицания, но требует исследования.

Мы надеемся, что эта книга послужит введением к дальнейшему изучению теософской философии. По сути, теософия – это жизненное мировоззрение, которое должно иметь естественную привлекательность для всех мужчин и женщин, верящих в неотъемлемые духовные возможности каждого человеческого существа и ощущающих тщетность, как научного скептицизма, так и сектантской религии. Больше всего теософия должна привлекать тех, кто устал от человеческой ненависти, от непрекращающихся порождённых страхом и невежеством конфликтов между людьми и народами, и кто решился открыть по мере возможности практическую философию души – образ мыслей и действий, который медленно, но верно изменит этот мир.

13 апреля 1951 г.