(«Ключ к теософии» раздел XI)

За несколько строк до этого фрагмента Е.П.Б. пишет:

«Во что мы верим — так это в строгую и беспристрастную справедливость. Наше представление о неведомом вселенском божестве, представленным кармой, состоит в том, что оно есть сила, которая не может ошибаться и поэтому не знает ни гнева, ни милосердия, а только абсолютную справедливость, которая предоставляет всякой причине, большой или малой, производить свои неизбежные следствия».

(Карлос Кардосо Авелине)

 

ВОПРОШАЮЩИЙ. Но что такое карма?

 

ТЕОСОФ. Как я уже говорила, мы рассматриваем её как абсолютный Закон вселенной, начало, происхождение и источник всех других законов, существующих во всей природе. Карма — это безошибочный закон, который согласовывает следствие с причиной на физическом, душевном и духовном планах бытия. Поскольку ни одна причина не остаётся без должного следствия, от большего к меньшему, от космической катастрофы до движения вашей руки, и поскольку подобное порождает подобное, карма есть тот невидимый и неведомый закон, который мудро, разумно и справедливо приспосабливает каждое следствие к его причине, прослеживая её до того, кто её породил. Хотя сам по себе этот закон непостижим, его действие ощутимо.

 

ВОПРОШАЮЩИЙ. Тогда она есть «Абсолют» и «Непознаваемое», и не представляет собой особой ценности для объяснения жизненных проблем?

 

ТЕОСОФ. Напротив. Хотя мы и не знаем, что такое карма сама по себе и в её сущности, но мы знаем, как она действует, и можем с точностью определить и описать способ её действия. Мы не знаем только её конечной причины, подобно тому, как современная философия повсеместно признаёт, что конечная причина чего-либо «непознаваема».

 

ВОПРОШАЮЩИЙ. А что может сказать теософия относительно решения более практических нужд человечества? Какое объяснение она предлагает ужасным страданиям и лишениям среди так называемых «низших классов»?

 

ТЕОСОФ. Следует отметить, что, согласно нашему учению, все эти великие социальные бедствия, классовые различия общества и дискриминация женщин в повседневной жизни, несправедливое распределение капитала и труда — всё это происходит от того, что мы кратко, но верно называем КАРМА.

 

ВОПРОШАЮЩИЙ. Но, конечно же, все эти беды, которые, кажется, обрушиваются на массы без разбора, не являются ли действительно заслуженной и ИНДИВИДУАЛЬНОЙ кармой?

 

ТЕОСОФ. Нет, их нельзя так строго определить как следствие, демонстрирующее, что каждое отдельное окружение и особые условия жизни, в которых оказывается каждый человек, являются не чем иным, как кармой возмездия, которую человек создал в предыдущей жизни. Мы не должны упускать из виду тот факт, что каждый атом подчиняется общему закону, управляющему всем телом, которому он принадлежит, и здесь мы выходим на более широкую стезю кармического закона. Разве вы не понимаете, что совокупность индивидуальной кармы становится кармой нации, к которой принадлежат эти индивидуумы, и, кроме того, что совокупность национальной кармы равна карме мира? Бедствия, о которых вы говорите, не свойственны отдельному человеку или даже нации, они более или менее всеобщи; и именно на этой широкой полосе человеческой взаимозависимости закон кармы и находит своё должное и справедливое проявление.

 

ВОПРОШАЮЩИЙ. Правильно ли я понимаю, что закон кармы не обязательно является индивидуальным законом?

 

ТЕОСОФ. Именно это я и имею в виду. Невозможно, чтобы карма могла бы скорректировать соотношение сил в мировой жизни и прогрессе, если бы она не имела широкой и общей линии действия. Теософы считают истиной, что взаимозависимость человечества является причиной того, что называется распределительной кармой, и именно этот закон разрешает великий вопрос коллективного страдания и его облегчения. Более того, это есть оккультный закон, согласно которому ни один человек не может подняться над своими индивидуальными недостатками, не подняв, пусть даже немного, всё сообщество, составной частью которого он является. Точно так же никто не может грешить и страдать от последствий греха в одиночку. На самом деле нет такой вещи, как «отделённость»; и максимальное приближение к этому эгоистичному состоянию, допускаемому законами жизни, заключается в намерении или мотиве.

 

ВОПРОШАЮЩИЙ. И нет ли средств, с помощью которых можно было бы, так сказать, сконцентрировать или собрать распределяющую или национальную карму и привести её к естественному и законному разрешению без всех этих длительных страданий?

 

ТЕОСОФ. Как правило, и в определенных пределах, определяющих нашу эпоху, закон кармы нельзя ни ускорить, ни замедлить. Но я уверена в том, что к точке потенциальных возможностей в любом из этих направлений мы ещё никогда не приближались.