«Путь» май 1888 года
(Продолжение мартовского номера.)

Мы все еще на второй главе. Если моей целью было бы просто пролистать поэму, показывая, где она аналогична, отличается или соответствует различным системам философии, которым следовали в Индии, мы могли бы уже давно дойти до конца книги. Но мы рассматриваем ее в одном из аспектов – наиболее важном для всех серьезных исследователей – личного внутреннего понимания того, что помогает нам достичь мокши (1). С этой точки зрения мы можем легко отложить рассмотрение философской дискуссии на более поздний период.
Возьмем некоторые из инструкций, данные в той части второй главы, о которой только что говорили. Остаток главы посвящен ответу Кришны на вопрос Арджуны относительно описания, внешнего вида, осанки и речи человека, который достиг спокойной медитации.
Кришна говорит, что «предметом трех Вед является деятельность трех качеств». Эти три качества саттва, раджас, и тамас отдельно рассматриваются в следующей главе. Итак, саттва-гуна (2) является чистым, высоким качеством в противоположность тамас-гуны, что является тьмой и безразличием. Тем не менее здесь дан замечательный совет, «будь свободен от этих трех качеств». Удивительно, что на это не было указано до того, как Кришна наставлял своего последователя отказаться от качества добродетели, и таким образом, непосредственно склонял к порочности, но это сразу же следует за наставлением «основываться на вечной истине», и кажущийся парадокс, возможно, отпугнет критиков. Сразу становится очевидным, что более высокий уровень саттвы передается словами «вечная истина». Саттва на санскрите значит истина, она не определена среди трех других качеств, так что, когда ученик освобождается от обычной саттвы, он укрывается в ее вечном двойнике. Кроме того, наставление не должно отвергать истину или любое из двух других качеств, но оставаться свободным от влияния или связывающей силы, которое любое качество оказывает на человеческое эго.
Такому великому существу, как Кришна, трудно донести до пытливого ума эти высокие темы, и поэтому в силу необходимости, приходится пользоваться языком, который всегда имеет два значения, он постоянно меняет значения, переходя от одного к другому. Саттва или истина должна пониматься как высочайшее качество любого существа, и все же, когда мы начинаем говорить о самом высоком потенциальном состоянии, в котором атрибуты отсутствуют, мы продолжаем использовать то же слово, только добавляя к нему слово вечная.
Суть наставления, данного Кришной – стать посвященным, поэтому он говорит, «Поэтому предай себя посвящению». Он подготовил путь для этого, показав и произнеся в последней главе, как ошибочно следовать даже особым обрядам и текстам, изложенным для людей в Ведах. Этими церемониями покупаются либо награды на небе, либо на земле во время последующих жизней, а также в тех жизнях, в которых проводятся эти обряды. Можно легко понять, что Кришна подразумевал, что если мы будем иметь в виду учение, которое в те времена совпадало по своей схеме вознаграждений со старомодным христианским верованием, то, следуя Писанию, можно обеспечить себе счастье и благополучие на земле, и великое вечное блаженство на небесах со святыми. Он назвал это учение заблуждением. Он не говорит, что награды, как это предусмотрено, не последуют за делами, но вполне ясно говорит, что они последуют. Но, так как колесо перерождений будет вечно вращаться, привлекая нас к неизбежному возвращению в смертное тело, мы постоянно будем заблуждаться, и нам никогда не удастся достичь Бога, что является целью для всех нас.
Небо, будь это небо христианина или индуса, является тем, что Будда называет вещью или состоянием, которое имеет начало и будет иметь конец. Оно может, конечно же, длиться эоны времени, но придет к концу, а затем должна возобновиться утомительная задача прохождения этого мира – этого или какого-то другого. Поэтому Кришна говорит, что люди были введены в заблуждение этими цветастыми фразами, провозглашающими средства достижения небес, которых нет ничего лучше.
Несомненно, есть много исследователей, которые, веря в возможность достижения небес, говорят, что они готовы рискнуть и посмотреть, что может произойти после того, как закончится столь длительный период блаженства. Но они не рисковали бы, если бы хорошо все понимали. Опасностей много и они большие. Многие из них нельзя объяснить, потому что для того, чтобы понять, нужно больше знать о силе ума и истинном значении медитации. Но обычная опасность таится в том, что мы можем грубо в настоящее время называть отложенной кармой и неизрасходованным сродством.
Сила этих двух опасностей уходит корнями в огромную сложность человеческой природы. Она такова, что человек не может, как совершенное существо, всегда наслаждаться раем или любым другим состоянием без единства с божеством. Образованные теософы говорят о нахождении человека в дэвачане и жизни на земле для страданий и отработки кармы, когда, на самом деле, лишь малая его часть находится или здесь, или там. Когда он прожил жизнь и пошел к дэвачан, основной корень его существа остается ждать в Единой Жизни, терпеливо ожидая своего возвращения и отработки еще некоторой кармы. То есть, в любой жизни обычный человек только принимает и отрабатывает ту часть кармы, которую позволит его телесный аппарат. Частичная сила кармы заключена в «таинственной силе медитации», которая проявляет себя в соответствии с конкретным физическим телом. Таким образом, человек может в этой жизни совершать «специальные церемонии» и подчиняться текстам и доктринам, зарабатывая, таким образом, награду на небесах, но оставляя неизрасходованной эту «таинственную силу медитации»; но он не знает ее характера. Таким образом, опасность может быть очень большой. Когда он вернется с небес, его следующее тело может предоставить необходимый аппарат, чтобы вывести на лицо всю эту массу неизрасходованной кармы, и его следующим воздаянием может быть пребывание в аду.
Во вновь занимаемом теле, упомянутая «неведомая сила» тянется к бесчисленным родственным связям, порожденным в других жизнях, и захватывает все, что входит в область досягаемости. Другие существа когда-то известные человеку появляются в этом воплощении в то же самое время и приносят с собой родственные связи, симпатии и силы, которые могут действовать только через них и этого человека. Их воздействие нельзя сосчитать. Оно может быть хорошим или плохим. В зависимости от того, как они действовали на него, а он на других людей, будет отрабатываться карма каждого из них. Поэтому Кришна советует Арджуне освободиться от влияния качеств, чтобы получить полное освобождение. И эта свобода может быть достигнута только, как он говорит, путем посвящения.
Эти действия, несоответствия и отклонения хорошо известны оккультистам, хотя о них не знают на Западе, зато в Индии они хорошо известны. Этот закон является как ангелом милосердия, так и посланником правосудия, так как мы только что причислили его к опасностям, он также является средством, благодаря которому природа часто спасает людей от проклятья.
Предположим, что в какой-то давно минувшей жизни у меня был дорогой друг, или жена, или родственник, с которым была внутренняя и глубокая близость. Смерть разделила нас, и в последующих жизнях он посвящает себя истине, мудрости и самому высокому, в то время как я живу только ради удовольствий в настоящем. После многих жизней мы встречаемся снова, как друзья или знакомые. Сразу же устанавливаются прежние близкие отношения, и мой бывший друг – хотя, может быть, ни один из нас не знает об этом – обладает странной силой, которая прикасается к моей внутренней жизни и побуждает меня искать истину и свою душу. Это – неизрасходованная близость, и с её помощью природа совершает мое спасение.
Тогда мы оба должны искать посвящения. Посвящение это то, что прививается адептами их чела. Оно включает в себя ментальное самоотречение, не согласное с нашим современным мышлением, но которое необходимо обрести, иначе прогресс невозможен. Мы должны с помощью ментальной преданности божеству, что означает самоотречение от всего остального, освободиться от результатов наших действий. Мы не можем сказать, что результат действия принадлежит нам; Закон приносит гораздо лучший результат, пожалуй, чем тот, который мы могли бы себе представить. Если результаты и преходящие ежедневные обстоятельства не являются тем, что мы ожидали, то мы принимаем их через посвящение за то, что предназначено законом. Но если мы фиксируем наше желание на достижении даже кажущегося хорошего результата, то мы связаны этим желанием, независимо от того, будет ли достигнуто наше желание или нет.
Такой призыв к посвящению одновременно самый простой и самый трудный. Некоторые высмеивают его, потому что хотят добиться каких-то способностей и «развития»; другие, потому что думают, что это слишком просто; но мудрый исследователь, даже когда он не может сразу понять смысл этого, будет прокручивать всё это в уме, стремясь понять и сделать достижимым.

(Продолжение следует.)

Сноски:

1. Спасение.

2. Качество истины и чистоты.