Что может случиться, если святой Учитель нашего человечества внезапно появится на публике?

 

Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке. Иисус, возможно, решит появиться здесь, если подкорректировать взгляд Достоевского на его возвращение.

 

Ярлыки не заменяют и не могут заменить реальность. Божественная мудрость течёт над видимыми проявлениями, личными именами и внешними образами.

 

Вселенское знание подобно бесконечному кругу, центр которого везде: сущность каждой религии или философии содержит, следовательно, сущность всех остальных.

 

Глубокий взгляд на идею Иисуса Христа может показать, что он является символом тех мудрых Учителей, которые ведут человечество через океан времени по пути к вечной Истине. Кришна, Будда, Пифагор, Платон, Лао-цзы, Конфуций и Христос учат одной и той же вселенской мудрости.

 

Великие мудрецы никогда не отворачивались от человечества; однако контакт с ними не является словесным или визуальным. Люди получают от них помощь и вдохновение на более высоких планах сознания и выше того плана, который можно воспринять пятью чувствами и «личными» уровнями активности мозга. Нужно искать контакта с самой вселенской мудростью, а не с внешней личностью того или иного учителя.

 

Каков же тогда истинный смысл надежды на видимое возвращение Иисуса?

 

Эта идея символизирует возвращение этих мудрецов к осознанному аспекту человеческого сообщества. Это означает новое проявление мудрости, восстановление мира и равновесия в видимом сообществе людей. Нет причин персонализировать это возвращение. Следующим шагом в истории человечества является восстановление индивидуального и коллективного мира, а не получение автографа или личных милостей от какого-нибудь известного артиста, только что прибывшего с неба.

 

Люди доброй воли иногда спрашивают себя: «Когда же произойдет это возвращение?» Неплохо было бы изучить этот вопрос.

 

Итак, давайте предположим, что один из великих учителей человечества решается возобновить видимое присутствие в человеческом сообществе. Можно принять такую гипотезу, что на этот раз он решает воспользоваться атмосферой братских отношений, типичной для конца года, восстанавливая контакт таким образом, чтобы его физическое присутствие было легко узнаваемо людьми доброй воли как того же Иисуса Христа Нового Завета.

 

Станет ли он видимым в Нью-Йорке при входе в штаб-квартиру ООН? Будет ли у него после этого встреча за закрытыми дверями с генеральным секретарем ООН? Или он станет видимым, исцеляя людей беднейших деревень Африки? Возможно, святой учитель отправит электронное письмо главам государств. Каковы политические, социальные и экономические последствия его возвращения?

 

Такие вопросы неудобны. Публичное явление среди нас великого существа, божественного учителя может угрожать личным привычкам и эмоциональным привязанностям многих людей. Это потрясло бы социальные структуры и некоторые, казалось бы, респектабельные институты. Чтобы выяснить, что может случиться, если Иисус снова появится в канун следующего Рождества, первым делом нужно вспомнить классическое сочинение. Русский писатель Федор Достоевский (1821–1881) описал, как физическое возвращение Христа могло произойти в 16 веке.

 

При написании сочинения под названием «Великий инквизитор» Достоевский, возможно, вдохновлялся более высокими уровнями сознания. В 1881 г. один раджа-йог с Гималаев попросил Е.П. Блаватскую перевести повествование Достоевского с русского языка и опубликовать его на английском языке. Махатма также писал ученику в миру:

 

«Предложение перевести «Великого инквизитора» принадлежит мне, поскольку его автор, над которым уже простёрлась рука смерти, когда он писал его, дал самое сильное и правдивое описание Общества Иисуса, чем кто-либо прежде. В нём содержится важный урок для многих, и даже вы можете извлечь из него пользу». [1]

 

Повествование Достоевского является частью романа «Братья Карамазовы»: божественный учитель материализуется среди жителей Севильи, в Испании.

 

Это были славные времена для инквизиции. Священники Ватикана многих арестовали, пытали и убивали во имя Иисуса. Предполагаемых еретиков сжигали заживо каждый день на публичных церемониях, «во славу Божию», и это был девиз иезуитов. Что произойдет при таких же обстоятельствах, если Иисус вернется? По рассказу Достоевского, Учитель решил явиться без предварительного предупреждения. Русский автор пишет:

 

«…Он появился тихо, незаметно, и вот все — странно это — узнают его. Это могло бы быть одним из лучших мест поэмы, то есть почему именно узнают его. Народ непобедимою силой стремится к нему, окружает его, нарастает кругом него, следует за ним».

 

Да, Учитель вернулся. Достоевский продолжает:

 

«Он, молча, проходит среди их с тихою улыбкой бесконечного сострадания. Солнце любви горит в его сердце, лучи Света, Просвещения и Силы текут из очей его и, изливаясь на людей, сотрясают их сердца ответною любовью. Он простирает к ним руки, благословляет их, и от прикосновения к нему, даже лишь к одеждам его, исходит целящая сила. Вот из толпы восклицает старик, слепой с детских лет: «Господи, исцели меня, да и я тебя узрю», и вот как бы чешуя сходит с глаз его, и слепой его видит. Народ плачет и целует землю, по которой идет он. Дети бросают пред ним цветы, поют и вопиют ему: «Осанна!» [2].

 

Члены общины с глубоким волнением повторяют:

 

«Это он, это сам он».

 

Иисус Христос останавливается перед старым собором и оживляет мертвую девочку. Когда чувства толпы достигают кульминации, происходит внезапное событие. Достоевский пишет:

 

«…вдруг проходит мимо собора по площади сам кардинал великий инквизитор. Это девяностолетний почти старик, высокий и прямой, с иссохшим лицом, со впалыми глазами, но из которых ещё светится, как огненная искорка, блеск. О, он не в великолепных кардинальских одеждах своих, в каких красовался вчера пред народом, когда сжигали врагов римской веры, — нет, в эту минуту он лишь в старой, грубой монашеской своей рясе».

 

У города есть причины бояться великого инквизитора:

 

«Он останавливается пред толпой и наблюдает издали. Он всё видел, он видел, как поставили гроб у ног его, видел, как воскресла девица, и лицо его омрачилось. Он хмурит седые густые брови свои, и взгляд его сверкает зловещим огнем. Он простирает перст свой и велит стражам [3] взять его…»

 

Иисус взят властями под стражу.

 

Через несколько часов наступает один из самых тёмных часов ночи, когда дверь тюрьмы внезапно распахивается. Медленно входит сам могущественный инквизитор, держа в руках светильник.

 

Он один. Он смотрит на святой лик и говорит Учителю-узнику:

 

«Это ты? … ты?»

 

Учитель молчит и инквизитор быстро прибавляет:

 

«Не отвечай, молчи. Да и что бы ты мог сказать? Я слишком знаю, что ты скажешь. Да ты и права не имеешь ничего прибавлять к тому, что уже сказано тобой прежде. Зачем же ты пришел нам мешать? Ибо ты пришел нам мешать и сам это знаешь. Но знаешь ли, что будет завтра? Я не знаю, кто ты, и знать не хочу: ты ли это или только подобие его, но завтра же я осужу и сожгу тебя на костре, как злейшего из еретиков, и тот самый народ, который сегодня целовал твои ноги, завтра же по одному моему мановению бросится подгребать к твоему костру угли, знаешь ты это?…» [4]

Глава инквизиции продолжает с пафосом свою священническую речь. Он говорит, что «узкий путь», которому учит Учитель, на самом деле нельзя пройти. Он слишком тяжек. Его излишняя правдивость причиняет страдания. Невозможно идти по пути истинной и безусловной любви. Только авторитарная религия, в которой слепая вера заменяет мудрость, может сделать людей счастливыми. Нужна благочестивая ложь, узаконенная институтами, для установления и поддерживания общественного порядка. Следовательно, вселенская истина неприемлема.

 

Христос, но слушает кардинала. Он тихо смотрит на своего тюремщика и улыбается с бесконечным состраданием. В сознании тюремщика-богослова нет для него тайн. Его предложения уже известны до того, как он их произносит. Хранитель церкви осуждает личную свободу, которой учит Учитель. Священники — это пастыри, и им нужны стада. Инквизитор объясняет, что идея о том, что люди могут нести ответственность за свою судьбу, абсурдна. Поэтому его пленник должен претерпеть смертную казнь.

 

После такой долгой речи Учителю-пленнику нечего сказать.

 

«Но он вдруг молча приближается к старику и тихо целует его в его бескровные девяностолетние уста».

 

Могущественный инквизитор удивляется, смущается и пугается. Он делает усилие, чтобы сохранить самообладание. Тогда вздрогнув, он открывает тяжелую дверь тюрьмы и, указывая на выход, говорит Учителю:

 

«Ступай и не приходи более… не приходи вовсе… никогда, никогда!» [ 5]

 

Святой Учитель не отвечает. С необыкновенным светом в глазах он выходит из подземелья и растворяется в воздухе.

 

Вот и весь рассказ, в двух словах. Что было бы, если бы через пять столетий после событий, описанных Достоевским, Христос решил вдруг вновь появиться на публике в декабре этого года?

 

Проблемы были бы не малые. Мало кто был бы готов отказаться от старых догм и жить в соответствии с его учением.

 

Индийский писатель Энтони де Мелло, священник и писатель 20-го века, вдохновленный теософскими идеями и подвергшийся резкой критике со стороны Ватикана, рассмотрел такую возможность в коротком символическом рассказе, действие которого происходит вскоре после того, как стало известно о возвращении Иисуса.

 

Мелло пишет:

 

«В Организации Объединенных Наций было сделано предложение о пересмотре священных писаний всех религий; из них должны вычеркнуть всё, что ведет к нетерпимости или жестокости или унижает достоинство человека. Когда выяснилось, что автором предложения был Иисус Христос, журналисты устремились в его резиденцию. Его объяснение было простым: «Писание, как и суббота, предназначено для людей, а не люди для Писания». [6]

 

Что могло бы случиться с великими институтами современной цивилизации, если бы Иисус вернулся и не был бы убит или заключен в тюрьму? Будет ли его видимое присутствие среди жителей 21 века иметь революционный эффект?

 

Поскольку Иисус — еврей, он мог появиться в перестрелке или городской драке, спровоцированной антисемитизмом и религиозной ненавистью.

 

Когда в него будут стрелять, то увидят, что его тело нематериально. Учитель воспользовался бы своим тонким телом или майави-рупой, если использовать специфический термин эзотерической философии; тот принцип сознания, который воспроизводит физическое тело. Его бы прекрасно видели; однако было бы невозможно коснуться его или убить.

 

После этого Учитель стал бы видимым на улицах Нью-Йорка в своём плотном физическом теле. Он пошёл бы к зданию Организации Объединенных Наций. Люди узнавали бы его, когда он переходил улицу на красный свет светофора. Машины остановились бы. Аура прозрачного белого света полностью окутывала бы его тело. «Это может быть только Он», — сразу думали бы люди.

 

Пробка становится всё длиннее, когда он идет. Безмолвная сцена. Машины брошены с открытыми дверями. Мужчины и женщины преклоняют колени, когда видят Учителя. Дети бегут к нему, и он благословляет людей. Время от времени он останавливается и кого-то исцеляет. Он раздаёт советы, оказывает помощь и учит. У внешних ворот здания Организации Объединенных Наций он сообщает охранникам, что хочет поговорить с Генеральным секретарем. У него требуют документы. Учитель говорит, что личных документов у него нет, и что «встреча с Генеральным секретарем будет недолгой».

 

Система безопасности приведена в боевую готовность. Через несколько секунд Учителя окружают спецназовцы ФБР и берут под стражу. Когда начинается допрос, «иностранец без документов» молчит. По мере усиления давления со стороны этого ведомства Учитель начинает улыбаться и дематериализуется, исчезая в воздухе.

 

После этого события осталось только недоумение полицейских и публики. Ещё раз, посвящённым ясно, что видимое, сознательное взаимодействие между западной цивилизацией и Учителями нелегко. Учитель возвращается в свое убежище в Гималаях, одном из мест в мире, откуда люди доброй воли спокойно черпают вдохновение в своих сердцах.

 

Из-за ограниченности человеческого сознания на его нынешней ступени эволюции ни один великий учитель не может появиться в мире в такой очевидной и внешней форме, поскольку это только породило бы значительное недоумение и непонимание. Учителя Мудрости также не «отправляют» словесные сообщения через многочисленных самозваных пророков и посредников, которых можно найти почти повсюду в эзотерических кругах. Любое персонифицированное «возвращение» или «явление», которое может казаться происходящим физически, является всего лишь иллюзией.

 

Иисус Христос Нового Завета — символическая личность, а не историческая. Его жизнь согласно преобладающей версии христианских евангелий представляет собой красивую притчу, содержащую уроки теософии, пифагорейства и буддизма. Согласно таким евангелиям, Иисус был признан Учителем и понят только несколькими учениками. Даже эти немногие понимали его частично и сомнительно, о чем свидетельствуют многие эпизоды, в том числе предательство Иуды и тот факт, что Петр отрёкся от него. [7]

 

На протяжении бесчисленных тысячелетий бессмертные, архаты, риши, Учителя Мудрости анонимно и непрестанно помогали нашему человечеству. Под разными формулировками и культурными одеяниями они поместили в пределах нашей досягаемости вечную мудрость, содержащую ответы на все вопросы человека.

 

Даосизм, буддизм, индуизм, иудаизм, исламизм, христианство и различные течения философии и культурные традиции разных эпох содержат уроки высшей красоты. Чтобы эффективно учиться у них, мы должны превзойти догматизм и эмоциональность, которые персонализируют и искажают учения.

 

Различное олицетворение мудрости — среди них идеи Христа, Кришны, Будды и Лао-цзы — служат символами существования совершенных существ и бессмертных мудрецов. У таких учителей нет общественной жизни. Они сохраняют физические тела, но живут анонимно. Они держатся в стороне от общественной жизни и работают на плане сознания, на котором слова не нужны, хотя он придаёт словам жизнь и смысл.

 

На субъективном уровне публичные образы святых учителей могут служить символами нашего собственного стремления к чистоте, добродетели и мудрости. Представления людей о них отчасти являются проекциями божественности, присутствующей в среднестатистической человеческой душе. Их можно принять как таковые, но не следует понимать буквально.

 

В людях есть божественные семена, которые должны прорасти. С эзотерической точки зрения истинное «возвращение» Христа является процессом пробуждения в каждой человеческой душе высших и вселенских уровней сознания. Возвещая о возвращении Христа, Евангелие от Матфея говорит:

 

«Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперёд сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаённых комнатах», — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого». (Мф 24:23-27)

 

Свет мудрости действительно исходит с Востока. Однако в последнем предложении вышеприведенной цитаты греческое слово «парус̀ия», переведенное как «пришествие», на самом деле означает «присутствие». В предложении говорится, что присутствие Христа будет ощущаться как молния от востока и до запада, то есть во всем мире. Елена Петровна Блаватская, основательница современного эзотерического движения, писала, что этот отрывок имеет два значения.

 

Во-первых, выражение «пришествие Сына Человеческого» означает на самом деле присутствие ХРИСТА в возрождённом мире, а вовсе не фактическое пришествие в теле «Христа» Иисуса. С другой стороны, «Христа сего не следует искать ни в пустыне, ни «в потаённых комнатах», ни в святилище какого-либо храма или церкви, построенной человеком, так как Христос (истинный эзотерический СПАСИТЕЛЬ) не человек, а БОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП в каждом человеке». [8]

 

Елена Петровна Блаватская говорит, что воспринимать Христа как человека буквально ошибочно, но эту идею можно использовать как символ божественного начала в каждом человеке.

 

Она продолжает:

 

«Тот, кто стремится воскресить Дух, распятый в нём собственными земными страстями и погребенный глубоко в «гробнице» его греховной плоти; кто имеет силу откатить камень материи от двери своего внутреннего святилища, тот имеет в себе воскресшего Христа». [9]

 

На протяжении бесчисленных тысячелетий в каждой традиции небо было символом мира духовной души и высших уровней сознания. Явление Христа «на облаках небесных» (Мф.24:30) означает, что внутренний Учитель и божественная мудрость сначала проявятся в высших аспектах человеческого разума, на плане духовного разума, всеобщего братства и безусловной любви к истине.

 

Христос — не личность, а свет вселенского Закона. Его «возвращение» должно произойти как возрождение в каждом человеческом сердце. Ни один великий учитель человечества не может появиться во внешнем мире и быть признанным таковым, если человеческие сердца не обладают высокой нравственностью, чистотой и истиной, которые составляют сознание бессмертного мудреца.

 

Как сказано во 2-ом Послании к коринфянам, 6:16:

 

«Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого…»

 

Поэтому перед нами открывается великая возможность — задача преобразования самих себя. Рождество, отмечаемое в конце каждого года, символизирует периодическое возрождение надежды на индивидуальное и коллективное искупление. Оно означает циклическое обновление нашего обучения, а также наше решение родиться заново с точки зрения сознания внутреннего Учителя, бессмертной души, живущей в единстве со вселенной.

 

Когда бывает внешнее Рождество, тогда бывает и внутреннее возрождение. Обмен подарками и другие праздничные действия отражают в мире явлений ежегодное обновление сознания жизни в человеческих сердцах.

 

Если мы отвлечемся от внешних формальностей, то увидим, что каждое Рождество приносит с собой возвращение Христа, Будды и других великих учителей, насколько мы к этому готовы.

 

В это время года чувство покоя неизбежно озаряет человеческий разум, «как молния исходит от востока». Оно охватывает всю планету. Оно исцеляет страдания человеческих душ и подготавливает их к началу очередного годового цикла.

 

Поэтому не спрашивайте, когда же произойдет возвращение Христа. Христос вернется в ваше сердце и разум в это Рождество и Новый год, когда вы будете готовы к тому, чтобы это произошло.

 

Именно из сознания каждого гражданина исходит сияние великого второго пришествия Христа, способствуя обновлению и возрождению всех форм жизни.

 

СНОСКИ:

 

[1] «Письма Махатм», издание TUP, Пасадена. См. последние строки письма 27 (21).

 

[2] «Великий инквизитор» Фёдора Достоевского, переведенный с русского на английский Еленой П. Блаватской и опубликованный в двух частях в журнале «Теософ», Индия, в ноябрьском и декабрьском номерах 1881 года. Цитируемые здесь строки относятся к части, опубликованной в ноябре 1881 г.

[3] «Стражи», в оригинале «Теософа» (стр. 40).

 

[4] «Великий инквизитор» Фёдора Достоевского в переводе с русского языка Е. П. Блаватской был опубликован в двух частях в журнале «Теософ», в ноябрьском и декабрьском номерах за 1881 год. Цитируемые здесь строки из ноябрьского номера за 1881 год.

 

[5] «Великий инквизитор» Ф. Достоевского в переводе с русского языка Е. П. Б. был опубликован в журнале «Теософ», в ноябрьском и декабрьском номерах за 1881 год. Цитируемые здесь строки из декабрьского номера за 1881 год.

 

[6] «The Song of the Bird», Энтони Мелло, Image Books, Doubleday, Нью-Йорк, авторское право 1982 года. См. стр. 48 рассказ «Исправьте священные писания», который содержит диалог с Буддой и рассказ об Иисусе.

 

[7] См. статью «Символизм Иуды Искариота» Карлоса Кардосо Авелине. Статья доступна на наших совместных сайтах.

 

[8] «Собрание сочинений», Елена Петровна Блаватская, TPH, США-Индия, Т. VIII, стр. 172-173.

 

[9] «Собрание сочинений», Елена Петровна Блаватская, TPH, США-Индия, Т. VIII, стр. 172-173.