КАК ПРИБЛИЗИТЬСЯ К УЧИТЕЛЯМ

«Истреби свои грехи, сделай их навеки безгласными, прежде чем начнешь свое восхождение.

Утишь свои мысли и устреми все свое внимание на твоего Учителя, которого ты еще не видишь, но чье присутствие уже ощущаешь». [«Голос безмолвия», 1:71-72]

 

ЖИЗНЕННАЯ СИЛА ТЕОСОФИИ

Одной из трудностей, с которой сталкиваются ищущие теософы, является практический и, следовательно, односторонний и искаженный взгляд на Религию Мудрости.  Для некоторых теософия заменяет устаревшее вероучение.  Для других она предоставляет лучшую сферу для философских размышлений.  Для третьего класса она является интересным исследованием новой науки, которая даёт информацию там, где современные знания не могут этого сделать. Ещё для других через множество разнообразных обществ, существующих под её именем и ради неё, открывает дорогу к альтруизму.  И лишь немногие, похоже, признают синтетический характер теософии, а именно, что она является религией свободного и бессмертного Духа, философией Сердца, которую мы всё время и везде практикуем, наукой Жизни, которая учит нас самопроизвольными методами нескончаемых энергий, движущихся в направлении Всеобщего Самосознания, а также учителем Высшего Альтруизма, который призывает каждое существо к самосовершенствованию и внутреннему росту, приводящему к развитию всех существ.

Любопытно, что наука об эго применима многими к чему угодно, кроме эго, и действие её законов видится во всех существах, кроме нашего собственного существа.  Все живут за счёт некоторой внутренней силы, чьё воздействие настолько затмевается и даже стирается, что остаётся неузнаваемым.  Это происходит потому, что в сфере деятельности наши органы действия подчиняются воле других людей; так же и на плане чувств наше сердце возбуждается эмоциями других людей;  наше мышление как бы действует от имени других людей и наши головы часто изобилуют лишь мыслями других людей.

Теософ должен вполне осознавать два фундаментальных принципа: теософия – это великий синтез религии, философии и науки; и что она, как синтез, прежде всего сама по себе, затрагивает и воздействует на причинные силы эго, создавая в результате множество форм. Осознание этого делает задачу теософа менее трудной.  Такое осознание неизбежно приведет его к изучению каждой теософской истины с трех точек зрения — духа, разума и материи, а  также к применению каждой истины в трёх различных сферах: сердце, голове и руках.  Такое изучение и практика убедят его очень скоро в том, что синтез укоренён внутри и исходит от внутреннего духовного Существа, влияя через его действия на поступки других, через его симпатии и антипатии на удовольствия и страдания других, через его мысли на мысли других.  В свою очередь он также подвержен влиянию других существ.  Если при изучении теософия проявляет себя как синтез религии, философии и науки во всех её догматах и доктринах, то вскоре мы начинаем ощущать существование дополнительного или четвертого фактора, своего рода сверх души, являющимся высшим альтруизмом.  Альтруизм – это Абсолют, тремя аспектами которого являются – религия, согласно которой нужно жить, философия, которую нужно изучать, и наука, которую нужно практиковать.  Практиковать, учиться, жить, так как Всё Сущее является проявлением Живой Силы Теософии.

Живая сила теософии скрыта или погребена глубоко в сердце каждого человека.  Поэтому каждый, если и не называется теософом, является теософом в зачаточном состоянии.  Разумному искателю должно быть ясно, что его задача, как бы трудна она ни была, не является сложной.  Теософия выступает в поддержку простоты в жизни, настойчиво указывая сотнями способов, что сила, которой мы живем, носит простой характер, как по своему происхождению, так и по своему действию.  Люди уклонились от простоты и усложнили жизнь миллионами способов, ища знание вне эго и ища божественность в чём-то другом, но не в эго.  Так, в начале наклонной плоскости регресса мы видим разделение там, где должна быть солидарность, разделение между наукой и религией, между неживым и живым, между мирским и священным.  Вместо «имманентности Бога и солидарности человека» провозглашается – Бог на небесах, а люди есть сыны из праха и черви на земле. Каждый теософ должен понять это заблуждение и то, как теософия исправляет его, а также применять это к себе в собственной жизни.  Если этого не делать, то теософия останется религией, философией, наукой, способом милосердия, методом благотворительности в отличие от других религий, философий, наук и видов благотворительности.  Е.П. Блаватская неоднократно высказывала сожаление относительно отсутствия солидарности в рядах теософов, несмотря на то, что они способны проповедовать религиозные истины и доносить замечательную информацию научного мира доступным образом.  Религия Всеобщего Духа не вдохновляет большинство из нас, когда наши чувства оскорбляются братом-теософом и не вселяет в нас мужество защищать его, когда на него несправедливо нападают.  Наша философия Единого и Неделимого Эго испаряется и приходит в негодность, когда мы должны признавать нашими братьями нравственного прокаженного, интеллектуальную проститутку и психического пьяницу. Так будет продолжаться до тех пор, пока синтез теософии не будет применен нами для очищения нашей низшей природы и создания более высокого понимания альтруизма.  Живая сила теософии должна стать той силой, с помощью которой мы сможем жить.  Поскольку у нас есть материальный инструмент и энергичный ум, и поскольку мы духовны, мы должны жить как духовные существа нашей Религии Радостного Бессмертия, вдохновляющей и освещающей разум.  Используя учение теософии, мы должны позволить разуму подпитывать наш дом плоти, так чтобы последний больше не являлся дворцом удовольствия, но Храмом Бога Живого, управляющимся изнутри Правителем.

 

ЗАЩИТА ТЕОСОФИИ

 

Одной из причин, которые привели к распаду сил, сведенных вместе Е.П.Б. в своём теле, проницательном к теософии, была неспособность тех, кто ее окружал, защитить движение от критики противостоящего мира.  Еще один аспект того же свойства послужил причиной дезинтеграции, которая последовала за смертью г-на У.К. Джаджа.

Сила нашей веры может быть измерена силой, с которой мы защищаем нашу веру от нападок.  То, что наша вера на самом деле означает для нас, проявляется в силе нашей жертвы ради неё.  Ходить вместе с богиней нашей веры, когда она популярна, следовать за нею, когда она прославляется как признанная героиня, гордиться её именем и славой, ещё не является доказательством того, что мы её настоящие поклонники.  Когда её оскорбляют и презирают, когда все люди смотрят на неё с насмешкой и презрением, когда она одетая в лохмотья, проходит незамеченной или подвергается насилию, в тот час сердце подвергается истинному испытанию.  Отстаивать то, что мы считаем истинным любой ценой, и защищать это, сохраняя наши собственные убеждения, а также сочувствовать искренним убеждениям других людей, — нужно для опыта человеческой души.

Способность быть верным себе является результатом процесса, посредством которого мы доказываем нашу верность тому, что считаем истинным, вследствие либо силы мышления и разума, либо силы инстинкта и чувства.  Даже через порок фанатизма бессмертная душа человека обретает добродетель верности истине.  Процесс идет медленно и болезненно, как и все процессы природы.  Быть агрессивно верным тому, что кажется нам правильным, уже является началом медленного и утомительного восхождения на безоблачную, трудно покоряемую или трудно досягаемую  высоту, где человек может стойко стоять на защите воспринятой им истины, без всякой агрессивности, вражды или ненависти, находясь под влиянием духа помощи по отношению к тем, против чьей неблагоприятной критики, ведётся такая защита.  Он проникнут преданностью и питается знаниями.

Е.П Б. была образцовым защитником веры. Она обладала неизменной привычкой защищать теософию от всех разногласий даже ценой дорогих друзей.  Она жертвовала всем, когда богиню её веры атаковали, и ни на мгновение она не колебалась при этом.  Не удовлетворившись великолепными примерами, она учила необходимости такого действия, в качестве духовного упражнения. И когда ее ученики и учащиеся оказывались слабы для такой защиты, ее огонь и рвение, которые сами по себе были благотворным уроком, побуждали их исполнять свой долг.

Как и другие черты характера, относящиеся к жизни и учению Е.П.Б., это качество встречается в жизни и трудах всех истинных Учителей Мудрости. Его можно найти в учении и деятельности г-на Джаджа.  Дамодар К. Маваланкар снискал его расположение, среди прочего, подобной жертвенностью.  Уроки, которые вытекают из наблюдения и изучения этой черты характера, являются ценными для кандидатов сегодняшнего дня.

Неофит теософии проходит через октаву фанатизма, от агрессивного насилия до пассивной надменности «высшего» человека.  Подобно тому, как эмбрионы проходят через все фазы длительной эволюции прошлого в миллионы лет за короткий период предродовой жизни, так теософский эмбрион проходит через весь спектр собственных психологических переживаний, когда в этом воплощении он подбирает нить  своего внутреннего роста и внешнего служения другим душам.  Один из этих опытов связан с защитой его веры, которая может быть простой верой или прямым восприятием приобретенного знания, которое несёт в себе его собственную естественную убежденность.  Лишь немногие из нас не становятся теософскими фанатиками по той простой причине, что мы не были теософами, а были фанатиками какой-то другой веры в прошлом.  Продолжительность такого фанатизма зависит от неизрасходованной силы предродового фанатизма и от наших собственных усилий, здесь и сейчас, воплощать в себе живую силу теософии.  К этой второй функции относится важная практика самосовершенствования.

Как лучше предотвратить нападки на теософию, её Учителей и учеников, на её движение и деятельность?  Нападки являются результатом невежества. Если они не уходят корнями в низкие предрассудки, они являются результатом страха или ненависти тех людей, чьим корыстным интересам угрожает теософия или выставляет их напоказ.  Поскольку все корыстные интересы процветают из-за незнания добропорядочных мужчин и женщин того, что мы на самом деле стоим лицом к лицу с одним могущественным врагом – невежеством, врагом, против которого мы должны иметь оружие для защиты.

Можно использовать два основных способа.  Е.П.Б., г-н Джадж и другие истинные последователи Мудрости использовали оба этих способа.  Первый заключается во встречной атаке при наступлении или оскорблении нападающих, чтобы выискивать брешь в их методиках и движениях, а также показать их поклонникам, насколько они ошибочны и фальшивы.  В то же самое время и в этом самом процессе показать, что в нём истинно и неподдельно и что привлекает поклонников, а также показать, как неправильно понимается истинное и искажается подлинное.  Однако эта процедура требует глубокого знания всех этих методик и движений, а также способности умело использовать оружие нападения.  Наступление требует большей подготовки, так как включает схемы самообороны в случае поражения, а также планы по наведению порядка и хорошего управления на территории противника в случае победы.  Второй способ заключается в следующем: не выставляете напоказ выходки, противоречия, выдумки и ложь нападающих на теософию, и раскрываете полезность, логичность, красоту и истину нашей собственной философии и позиции.  Такая картина будет иметь свое собственное благотворное влияние, и будет воздействовать своей силой на множество людей, которые являются жертвами невежества и корыстных интересов.

Учителя Мудрости борются с невежеством на протяжении многих веков посредством этого уникального процесса, в котором два способа действуют в полной гармонии.

В начале борьбы на плане теософии мы часто страдаем от неуравновешенного энтузиазма и склонны плыть по бурной волне первого метода.  При копировании благородного примера Е.П.Б. атаковать науку или богословие, спиритуализм или неотеософию, мы забываем, что не обладаем её знаниями, и не только позитивным знанием фактов, но также и пониманием того, что ложно или фиктивно, а также причин этого.  Таким образом, мудрость состоит в том, чтобы научиться пользоваться сначала вторым из двух упомянутых выше способов.  Ничто не может защитить теософию лучше её самой.  Позвольте ей говорить самой за себя через нас.  Будем распространять благую весть теософии, и показывать всем, с кем мы сталкиваемся, силу, красоту и всеобъемлющую истину теософии.  При таком методе некоторые, определённо, сбросят чешую невежества и предрассудков.  Когда благодаря многократным усилиям наши собственные знания возрастут, а наше понимание углубиться, мы будем готовы овладеть оружием первого метода.

Практическим ремеслом является распространение учения теософии по всему миру, чтобы сила Мудрости действовала как свой собственный защитник.  Во-первых, поймите, что защита теософии и активные усилия по распространению её посланий идут рука об руку.  Усвоив учение, мы должны стать излучателями энергии теософии.  Когда это достигнуто, остается оказать помощь другим в корректировке психического материала.  Неправильно думать, что только отсутствие знания порождает анти-теософские установки или выражения.  Часто это бывает из-за неправильных понятий, ложных мыслей, неправильных рассуждений.  Наша задача была бы сравнительно простой, если бы были только невежественные младенцы.  Мы должны работать с людьми, чьи умы уже напитались нетеософскими представлениями.  Таким умам гораздо труднее измениться.

Вспомним, что энергичная демонстрация анти-теософского чувства следует за накоплением в тишине и пассивности взглядов не теософского толка.  Чтобы противодействовать этому безмолвному нарастанию, нам необходимо работать в тишине для накопления теософского чувства.  Нельзя, веря в ложные убеждения, верить в теософские принципы, в этом ошибка многих наших неофитов.  Знание должно рассеять убеждения, и просветленные убеждения разрушат неразумную веру.  Чтобы получить знания и обладать такой убежденностью, необходимо изучать, размышлять и слушать пересказываемые доктрины не только для нашего собственного продвижения, но и для становления института, который помогает в переустройстве других умов менее «продвинутых», чем мы.  Получение знаний путем упорного изучения должно осуществляться не в личных интересах, а как обязанность перед эволюцией самой расы.

Наряду с изучением доктрин стоит задача привлечения других к этому изучению. При распространении правильных книг необходимо различение.  Превосходные книги доступны как для новичков, так и для продвинутых теософов.  Давайте не будем заблуждаться по поводу жесткости правила рекомендации таких книг.  Частью мудрости является определение того, какая конкретная книга поможет конкретному человеку.  Если мы сможем установить импульс, который привел его к теософии, сможем оценить наклонности его ума, его способность мыслить или размышлять, а также его темперамент, то мы сможем найти книгу, которая больше всего понравится ему.  Для него откроется курс наименьшего сопротивления, а также простор для ответной реакции.

Нашими занятиями, индивидуальными или в классах, своей собственной жизнью согласно учению, мы выполняем позитивную работу по сбору средств для ведения войны.  С помощью второго шага правильного распространения истинного учения теософии мы уже ведём войну в неприятельском лагере невежества.  Каждый ум, изменённый книгами, означает потерю в стане врага.  На нас надвигается мощное нападение, и в этом случае наш успех будет зависеть от нашей искренности, как теософов.  Формальные сторонники или те, кто учился механически, или те, кто не смог ассимилироваться, или те, кто играл заученную роль, и им подобные, покинут наши ряды.  Те, кто учился ради учения, кто получал и копил, чтобы предложить это учение в любви и разумном служении, они восстанут в большей славе Человека.