А

Абхагна (अभग्न) букв. неразбитый, непрерывный; это слово применяется к некоторым поэтическим описаниям Божественной Мудрости святыми Махараштры;  псалом. Стр. 20

Абхима̄на (अभिमान) жажда личной власти и славы;  гордость. Стр. 21

Абхьяса (अभ्यास) практика (Б.Ш.)1. Систематическое упражнение в медитации. Стр. 11, 58, 69, 115

Абхьяса йога (अभ्यासयोग) йога медитации.  См. Абхьяса и Йога. Стр. 115

А̄ча̄рья (आचार्य) духовный учитель, гуру; например Шанкар-а̄ча̄рья, букв. «обучающий образу жизни».  Имя, обычно даваемое посвященным и т. д., а также в значении «Учитель» (HPB) 2 стр. 4, 85

Ачьюта (अच्युत) то, что не подлежит изменению или падению, антоним чьюта, «павший». Имя Вишну (HPB). Стр. 11

Адршьянам (adrçya अदृश्य) невидимый. Стр. 6

Адхарма (अधर्म) безнравственность, пороки, противоположность дхарме (HPB). Стр. 8, 91

А̄дибхута (आटिभूत) Физическая область (Б.Ш.).  Первое существо, а также первичный элемент.

Адбхута (अद्भूत) имя Вишну, «первый элемент», содержащий все элементы, «непостижимое божество» (HPB). Стр. 14,68

А̄дидайва (आदिदैव) субстрат всех дэватов (Б.Ш.). Стр. 17, 21, 68

А̄дияджна (आदियज्ञ) область жертвоприношения (Б.Ш.). Стр. 22, 23, 68

Адвайтам (अद्वैत) единство (Б.Ш.).  См. Ша̄нтам. Стр. 13, 77

(1) Инициалы Б.Ш. в скобках указывают на то, что определения взяты из текста, предоставленного автором.

(2) Инициалы HPB в скобках указывают на то, что определения были взяты из Теософского Словаря Е. П. Блаватской, Лондон, 1892 г.

Адхьяса (अधयास) смешивание качеств одного с качествами другого (Б.Ш.). Стр. 81

Адхьятма(अधिआत्म) Пратьяга̄тма или Логос (Б.Ш.).  Индивидуальная или единая живая душа. Стр. 68

Адхьяйя (अध्याय) беседа, глава. Стр. 79

Агнея-чакра (अग्नेयचक्र) переносица (Б.Ш.).  Сплетение у переносицы. Стр. 20

Агни (अग्नि) Бог огня в Ведах;  старейших и самых почитаемых из богов в Индии.  Он является одним из трех великих божеств: Агни, Ва̄ю и Сурья, а также всех троих, поскольку он является тройным аспектом огня, на небе, как солнце, в атмосфере или воздухе (Ва̄ю), как молния, а на земле, как обычный огонь.  Агни принадлежал к более раннему ведическому тримурти, прежде чем Вишну было присвоено почетное место и до того, как были изобретены Брахма и Шива (HPB). Стр. 99

Агнихотра (अग्निहोत्र) (ритуал) акт жертвоприношения божьему огню. Стр. 69

Ахам-бхава (अहम् भव) (ритуал) полное самоотречение;  полная самоотдача (ахам бхавы или самости) Бхагавану (Б.Ш.). Стр. 102, 106

Ахамка̄ра (अहंकार) (ахам-ка̄ра или аханкара) чувство самости, ложное или искусственное «я» (Б.Ш.).  Понятие «я», «самосознание» или «самоидентификация»;  «я», эгоистический и майавический принцип в человеке вследствие нашего невежества, которое отделяет наше «я» от всеобщего ЕДИНОГО ЭГО.  Личность, эгоизм (HPB). Стр. 8, 24, 37, 61, 74, 80, 83, 95, 97

Айтарея-упанишада (ऐतरेय उपनिषत्) название упанишады Риг Веды. Стр. 73

Аджна̄на (अज्ञान) незнание, отсутствие знаний, но не «невежество», что, как правило, переводится.  Аджнани означает «профан» (HPB).  Ср.  Авидья.  81

А̄ка̄ш (А̄ка̄ша) (आकाश) тонкая, сверхчувственная духовная сущность, которая пронизывает все пространство; первичная субстанция, ошибочно отождествляемая с эфиром (НРВ). См. Мулапракрити. Стр. 22, 54, 88.

Акашический, относящийся к вышесказанному. Стр. 56, 10 1

Акшара(м) (अक्षर) нетленное (Б.Ш.). Высшее божество, букв. «неразрушаемый», вечно совершенное (НРВ). 71, 101, 102

Акшаухинӣс (अक्शौहिणी) единица измерения войска. Стр. 4

Амрита (अमृत) амброзия (Б.Ш.). Амброзия – это напиток или пища богов, дающая им бессмертие. Эликсир жизни в результате пахтания молочного океана (НРВ). Стр. 47

Амша (अंश) часть, фрагмент. Стр. 95

Ана̄ди (अनादि) не имеет начала (Б.Ш.). Стр. 88

Анахата-чакра. (अनाहतचक्र) Сплетение выше области сердца. Стр. 100

А̄нанда(м) (आनन्द) наслаждение, радость, блаженство, счастье (Е. П. Блаватская). Стр. 61, 77

А̄нандамайя (коша) (आनन्दमयकोश) «призрачная оболочка блаженства», т. е. майявическая или иллюзорная форма, облик того, что не имеет формы (НРВ). Стр. 77, 78

Ананья бхакти (अनन्य भक्ति) исключительная преданность Ишваре или Высшему Эго. Стр. 67

Ана̄тма (अनात्म) не-Атман. Стр. 49

Аннамайякоша (अन्नमयकोश) ведический термин, то же, что и стхула-шарира или физическое тело. Это – первая из пяти «оболочек», принятых ведантистами; термин «оболочка» аналогичен термину «принцип» в теософии (Е. П. Блаватская). Стр. 77, 78

Антахкаран(а) (अन्तःकरण) мост между низшим разумом (голова) и высшим разумом (сердце) (Б.Ш.). Мост между божественным эго и душой личности (Е. П. Блаватская). Стр. 71, 86.

Анумантха (अनुमथ) тот, кто дает согласие или принимает решение. Стр. 83 Апа̄на(м) (अपान() «выдыхающее дыхание»; практика в йоге. Прана и апана являются «вдыхающим» и «выдыхающим» дыханиями. Они называются «ветрами жизни» в Анигуте (НРВ). Стр. 99

Апарокша̄нубхӯти (अपरोक्षानुभूति) букв. непосредственное восприятие. Один из трактатов Шанкары. Стр. 20

А̄пастамба дхарма сутра (आपस्तम्ब धर्म सूत्र) апастамба является ветвью Кришна Яджурведы, букв. дхарма-сутра, принадлежащая к этой ветви. Стр. 36

Арчана (अर्चन) самозабвение в медитации. Пятый из девяти этапов Преданности (нава-видха бхакти). Стр. 10

Арчара̄ди ма̄рга (अर्चरादि मार्ग) путь света, осознанный путь (Б.Ш.). Стр. 67

Арджуна (अर्जुन) букв. «белый». Третий из пяти братьев Пандавов, славных сыновей Индры (эзотерически то же, что Орфей). Ученик Кришны, он посетил его и женился на его сестре Субхадре, имея помимо неё многих других жен согласно аллегории. Во время братоубийственной войны между Кауравами и Пандавами Кришна наставлял его в высшей философии, служа ему возничим (НРВ). Стр. 4, 9 к 11, 14, 16, 29, 30, 53, 68, 73, 88, 94, 100, 107

Артха̄ртхи (अर्थार्थि) стремящийся к богатству духовной мудрости. См. Шат сампатхи. Стр. 67

Асат (असत्) философский термин, означающий «небытие», «непостижимое ничто». Нереальное или пракрити, объективная природа, рассматриваемая как иллюзия (НРВ). Стр. 71, 72

А̄шрама (आश्रम) (всего четыре) ступени жизни. Стр. 8

Ашваттха (अश्वत्थ) дерево Бо, древо познания,  Ficus religiosa или священное фиговое дерево. (НРВ). Стр. 90

А̄тма(н) (आत्म(न्) Вселенский дух, божественная монада, 7-й принцип, так называемого семеричного строения человека. Высшая душа (НРВ). Стр. 5, 69, 63, 75, 76, 79, 84, 86, 88, 89, 97, 115

А̄тманиведана (आत्मनिवेदन) состояние предания себя божеству, лишенное всякой двойственности или чувства обособленности. Девятая из девяти степеней Преданности (нава-видха бхакти), на которой преданный «исчезает, и Бхагаван есть всё во всём» (Б.Ш.). Стр. 10

Авастха̄ (अवस्था) состояния сознания. Стр. 75

Авата̄р (अवतार्) (Авата̄рас) (अवतारस्) божественное воплощение. Нисхождение бога или какого-либо возвышенного существа, вышедшего за пределы необходимости возрождения в теле простого смертного.  Кришна был Аватаром Вишну (HPB). Стр. 3, 11, 28, 29, 63

Авидья (अविद्या) антоним видьи или знания.  Незнание, которое происходит из-за иллюзии  (HPB) или создается иллюзией чувств.  Сравните с Аджна̄на, стр. 49, 50, 54, 71, 78, 81-83, 91

Авьякта (м) (अव्यक्त(म्) нераскрытая причина, не разделённый на части или недифференцированный; антоним вьякты или дифференцированного.  Первый используется относительно непроявленного божества, а последний – проявленного божества, Брамы и Брахмы (HPB). Стр. 60, 62, 63, 74, 102, 108, 109

Авьяктамурти (अव्यक्तमूर्ति) непознаваемое (Б.Ш.), Парабрахман, Первопричина или Беспричинная Причина.  Он становится познаваемым только тогда, когда он проявляется как Логос или Ишвара.  См. Брама 59, 61