О покаянии

У автора есть редкая книга, опубликованная в 1851 году Джоном Чепменом, проживающим на Стрэнд 142 в Лондоне. В неё содержится поучительное эссе — «Исследование и анализ Бхагавад Гиты  или теософия индусов» в трех частях — (a) вступление, (б) обзор Гиты и (в) индусская космогония, содержащая «Примечание о роде занятий четырех каст».  Рассмотрим тему покаяния, о котором говорится в книге «Январский Сирл» (Джордж Сирл Филлипс).  Он является мистиком и ученым, как ясно показывает содержание книги.  Описывая покаяние, он упоминает «безымянную и сверхчувственную силу, которая хранит чистоту сердца».  Стабильность человека зависит от его веры в эту силу, которая также «укрепляет любое благое намерение».  Несмотря на то, что человек грешник, у него должна быть уверенность в этом.

«Эта благородная добродетель является стержнем, на котором вращается жизнь».  Мы должны повиноваться нашим внутренним убеждениям, чтобы они были действительно самодостаточными.  Он указывает на преобладающее умственную позицию или интеллектуальное мышление и намекает на «новое откровение о том, в чьё пришествие само идолопоклонство верит и считает определенным знаком».  Он ссылается на четвертую главу Бхагавад Гиты и известное высказывание Кришны о воплощениях Божественного на земле.  «Одно откровение заканчивается, а другое начинается».  Так он описывает «идолопоклонство» или «культы века».

«Мы являемся идолопоклонниками науки, искусства, производства и торговли, у нас больше нет Храма для поклонения Невидимому, потому что мы больше не верим в невидимое. Наша цивилизация — это интеллектуальный организм, и в его ограде нет места для поклонения».

По мнению писателя, который называет себя «январем», похожим на Януса в прошлом и будущем, хороший человек может жить за пределами идолопоклонства и «слушать, что говорит ему Дух».  Говоря о борьбе между умом и душой (и продолжая ее в новом измерении сегодня), он пишет:

«Позвольте уму свободно развиваться, играть и занимать всю свою сферу. Пусть он просеивает и рассуждает, пусть он сидит на суде и  произносить приговор всякой лжи, мошенничеству и ложным изобретениям, всем трюкам людей, призванным порабощать разум и лишать его прав и свободы, но не давайте ему подавлять дух. Только духу доверяйте полностью, так как его тихий шепот есть дыхание Бога и источник всякой проницательности и мудрости».

Человек, как индивидуум, является частью великого целого, в котором имеют место семья, общество и нация.  Таким образом, у человека есть свои убеждения, которые делают его «во всём слишком интеллектуальным или слишком суеверным».  Его долг перед самим собой требует от него исследования своих верований и убеждений.

«Не думай, что не имеет значение то, о чём ты думаешь».  Неправильная философская формула вызывает катастрофу.  У каждого человека, как бы он ни был непорочен, есть философия, в которой он живет.  Поэтому его первым долгом, долгом перед собой, является правильное мышление.

«Остерегайтесь равнодушия, ибо это смерть для души».  Далее следует фундаментальный принцип самоанализа.  «Существуют вечные и бесконечные различия между правильным и неправильным, которые никакие интеллектуальные демонстрации от противного не могут отложить в сторону. Держитесь правильного, хотя вы можете погибнуть на его золотых рогах. Лучше так умереть, чем умереть, живя  неправильно. Сознание – это циферблат человека, не стирайте образ Бога, который горит на его священном диске».

Признает ли жадный предприниматель, гневный общественный репрессалист[1] или похотливый человек истину о «вечных и бесконечных различиях между правильным и неправильным»?  Утверждает ли современный психиатр, психосоматический врач или психоаналитик, что похоть есть похоть?  Допускает ли он и замалчивает недостатки сексуального отклонения от нормы, приступов гнева, а также недостатки сребролюбия и, таким образом, сам того не желая, проталкивает бедного пациента через «врата ада» шестнадцатой главы Бхагавад Гиты?

Тому, кто стремится к новому рассвету, январю календаря душевной жизни, наш уважаемый автор советует «придерживаться своей совести и уважать нравственный закон».  Сегодня тысячи людей ждут нового рассвета.  Если они повернут внутрь себя, то услышат призыв к покаянию.  В древнем манускрипте сказано: «Время совершает покаяние и размышление».  Как бы ни заблуждались и ни грешили мы в прошлом, никогда не поздно это исправить.  Только дверь смерти закрывает эту грандиозную возможность.  Если мы не воспользуемся ею сейчас, то нам будет труднее распознать её в другом воплощении.  Наш автор пишет:

«Душа всегда чиста и не любит мошенничества и колдовства, но навсегда очарована божественной красотой, по образу которой она создана».

Он провозглашает глубокую психологическую истину: «Человек должен быть настолько уравновешенным, чтобы грех был чужд его природе, другими словами, он должен быть хозяином своего «я» и не испытывать никаких миазмов страстей, чтобы не запятнать чистоту духа. Мы должны использовать наши способности, а не злоупотреблять ими; ведь они даже в самых низких функциях являются хорошими и правильными для человека, и могут быть интерпретированы, как зло, вследствие беззаконной реализации».

Он советует нам защищать от беззакония наши умственные, нравственные и физические способности.  Кто из нас не ошибся, не оступался и даже не согрешал?  Что из того?  «Жизнь слишком коротка, чтобы тратить время на бесполезные сожаления, само сожаление является болезнью».

«Пока совесть жива, есть надежда для человека», — говорит наш автор, и он призывает к покаянию всех, кто допускает ошибки или грешит; есть два вида покаяния: церковное и умственное.  О первом он говорит:

«Все ужасные наказания и муки, зафиксированные в уставах христианства для грешника, настолько овладевают его природой, что он безумно боится и сидит в немом и ужасном отчаянии среди  руин своего интеллекта».

Затем:

«Для ума, не страдающего ужасными догмами врожденной греховности и вечными мучениями, как её следствием, покаяние в грехе является святым действием, которое приносит с собой прощение и утешение. Я не знаю, как это происходит,  так как этот процесс неясен и таинственен, хотя он прекрасен и благотворен по своим результатам. Мы проникаем в истинное значение  тайны искупления или atonement, ибо смысл этого слова at-one-ment быть наедине с Богом, и раскаявшийся человек находится в гармонии с законами Бога, таким образом, буквально наедине с Ним».

«Мы в безопасности без догм» христианских, иудейских или индуистских.  «Нравственность является замковым камнем мировой арки».  Что такое грех?  Что такое мораль?

Эгоизм использует силу ненависти и рождает грех: грех сребролюбия и все виды жадности;  грех похоти и всех других страстей;  грех гнева и все проявления насилия.  Основой нравственности и добродетели является самоотверженность.  Она – источник Сострадания ко всем, Любви ко всем, Альтруизма ради всех.  Единую нравственность можно познать верой внутреннего эго.  Любое нарушение можно исправить покаянием.  Мы должны изучать истинный язык и слова Покаяния.  Звуком этого языка является безмолвие и тайна.  «Так я услышал».