Н

На̄ди (नाडि) человеческая артерия или вена, а также нервы. Стр. 20

На̄ма (नाम) имя. Стр. 86

Намаска̄рам (नमस्कारम्) почтение, поклонение, приветствие. Стр.  82

Нара (नर) человек, изначальный, вечный человек (HPB). Стр. 4, 107

Нара-Хари (नरहरि) одно из имен проявленного Божества. Стр. 20

Нараяна (नरयान) «движущийся по водам» пространства, имя Вишну в своём аспекте Святого Духа, движущегося по Водам Творения.  В эзотерической символике оно означает первобытное проявление жизненного принципа, распространяющегося в бесконечном пространстве (HPB). Стр. 4

Нава-видха бхакти (नवविधभक्ति) девять этапов посвящения, через которые проходит преданный. Стр. 9

Нидидхьяса (निदिध्यास) психическая абстракция или глубокое созерцание (Б.Ш.). Стр. 85

Ниргуна (निर्दुण) трансцендентальное (Б.Ш.), лишённый всех атрибутов. Стр. 86

Нитьяанитья вивека (नित्यानित्य विवेक) распознавание между реальным и нереальным (Б.Ш.). Стр. 85

Нишка̄ма карма (निष्काम) исполнение жизненных обязанностей без эгоизма, как жертва.  Стр. 93, 96, 109

Нивритти дхарма (निवृत्तिधर्म) обязанности в жизни для достижения освобождения (мокши). Стр. 8

Нра-яджня (न्रयज्ञ) служение человечеству как жертва. Стр. 92, 103, 110

О

Ом (ॐ) мистический слог, самый священный из всех слов в Индии (HPB).  Стр. 24, 62

П

Пада (पद) ноги. Стр. 76

Па̄дасевана (पादसेवन) служение (святых) ног.  Четвертый из девяти этапов Преданности (нава-видха бхакти). Стр. 9

Панча бхӯта (पञ्चभूत) пять элементов, а именно земля, вода, огонь, воздух и а̄каша. Стр. 74

Панча танма̄тра (панчатанма̄тра) (पञ्चतन्मात्र) образы или зачатки пяти элементов, тонкая их сущность, лишенная всех качеств и идентичная свойствам пяти основных элементов — земли, воды, огня, воздуха и эфира, т. е. танм находятся в одном из их аспектов, запахе, вкусе, прикосновении, зрении и слухе (HPB). Стр. 82, 100

Па̄ндава (पाण्डव) потомок Па̄нду (HPB). Стр. 51

Пандита (पण्डित) ученый или мудрый человек. Стр. 4, 5

Пара̄бхакти (पराभक्ति) высшая преданность, посредством которой преданный входит в Бхагавана и становится Брахманом (Б.Ш.). Стр. 26, 27, 66, 80

Парамбрахма (परम्ब्रह्म) букв. «за пределами Брахма̄».  Высший Бесконечный Брахма, «Абсолют» —  реальность, не имеющая качеств и повторов и являющаяся концом или целью существования.  Безличный и безымянный единый принцип (HPB). Стр. 59, 73, 66, 71-73, 93, 109

Парамахамса (परमहम्स) тот, кто осознал ТО, то есть, что он или Единая Жизнь и он сам едины (Б.Ш.). Стр. 24

Парамагуру (परमगुरु) Высший Учитель. Стр. 101

Парама̄тма (परमात्म) Высшая Душа Вселенной (HPB). Стр. 60,79, 85, 85, 99, 93, 97, 102, 105

Парама̄ртха санньяса (परमार्थसन्न्यास) отречение, воодушевлённое мудростью (джняна) (Б.Ш.). Стр. 114

Парантапа (परन्तप) тот, кто преследует своих врагов, имя Арджуны. Стр. 35

Пара̄ шакти (Пара̄шакти) (पराशक्ति) «Великая Сила» — одна из шести сил природы, сила света и тепла (HPB). Дайвипракрити, Свет Логоса (Б.Ш.). Стр. 23, 99, 100

Парашура̄ма (पराशुराम) мудрец Пуран, Аватара. Стр. 29

Пара̄видья (पराविद्या) высшие знания. Стр. 71

Паривра̄джака (परिव्राजक) странник (Б.Ш.). Стр. 14

Пӣтхам (पीठम्) место для божества (Б.Ш.), статуи богослужения. Стр. 82

Пхалам (फलम्) плод (Б.Ш.). Стр. 5, 6, 108

Пхалгута̄йя (फल्गुताया) букв. природа самого «пхалам» — то, что исчезает, что-то несущественное (Б.Ш.) (Иайям а̄даршанам гачхатити пхалам). Стр. 6

Пинда̄нда (पिण्डाण्ड) микрокосм (Б.Ш.). Стр. 100

Питри (पितृ) предки или создатели человечества.  Они состоят из семи классов, три из которых являются бестелесными или арупа и четыре телесными (HPB).  Стр. 111

Питри яджня (питри-яджня) (पितृयज्ञ) жертва предкам (питри). Стр. 92, 103, 111

Праджа̄пати (प्रजापति) прародитель(и), податели жизни всем на этой земле.  Их семь и ещё десять.  Брахмā Творец называется Праджа̄пати как синтез Владык Бытия (HPB). Стр. 36

Праджна (प्रज्ञ) одно из четырех состояний Сознательного Существования классификации Веданты, экстатическое сознание (Б.Ш.).  Описание, данное в Мандукья Упанишаде духовному эго (сознанию) посвященного при  получении Третьей степени Преданности. Стр. 22, 60, 65, 76, 1I2

Пракрити (प्रकृति) то же, что и мулапракрити.  Мать-природа (Б.Ш.).  Природа в целом;  природа в отличие от пуруши или духовной природы и духа, которые вместе являются «двумя изначальными аспектами Единого Неизведанного Божества» (HPB). Стр. 89, 91, 95, 99, 101, 108, 109

Пралайя (प्रलय) период обскурации или покоя — планетарный, космический или вселенский – в противоположность Манвантаре.  (НВР). Стр. 30

Прана̄гнихотрам (प्राणाग्निहोत्रम्) принесение огня жизни в жертву Духовному Эго. Стр. 112

Пра̄нам (प्राणम्) принцип жизни; дыхание Жизни. Стр. 99

Пра̄на̄яма (प्राणायाम) задерживание дыхания (Б.Ш.), практика хатха-йоги. Стр. 19, 46

Пра̄намайя коша (Пра̄намайякоша) (प्राणमयकोश) носитель пра̄ны, жизни или линга шарира, веданский термин (ЕПБ). Стр. 77

Праса̄д (प्रसाद्) милость. Стр. 94

Пратибимба (प्रतिबिम्ब) образ (Б.Ш.), отражение. Стр. 75

Пратьяга̄тма (प्रत्यागात्म) то же, что и джива̄тма, или единая живая вселенская Душа-Алайя (HPB). Стр. 63

Правритти-дхарма (प्रवृत्तिधर्म) (правритти ма̄рга) (правритти-ма̄рга) (प्रवृत्तिमर्ग) обязанности четырех каст (варн) и четырех этапов (ашрамов) жизни. Стр. 8, 9, 33

Притха̄ (पृथा) имя матери Арджуны (из Па̄ндавов). Стр. 34, 47

Пӯджа̄ (पूजा) приношение, поклонение и божественные почести, предлагаемые идолу или чему-то священному (HPB). Стр. 82

Пӯруша (पूरुष) то же, что и дайвипракрити.  «Человек», небесный человек, дух, тот же, что и Нараяна в другом аспекте.  «Духовное Эго» (HBP). Стр. 36, 81-84, 94

Пӯруша-сӯкта (पूरुषसूक्त) текст, используемый в ведических ритуалах. Стр. 36

Пӯрушоттама (पूरुषोत्तम) букв. «лучший из людей»;  метафизически, однако, это – дух, Высшая Душа Вселенной; имя Вишну (HPB). Стр. 101, 102