В (Б)

Балара(बलराम) старший брат Шри Кришны. Стр. 52

Бхагавад-гита (Бхагавад-Гита) (भगवद्‌ गीता) букв. «Песнь Господа». Часть «Бхишмапарвы» из «Махабхараты», великой эпической поэмы Индии. Она содержит беседы, в которых Кришна, «возничий» и Арджуна, его чела, обсуждают высшую духовную философию. Сочинение является преимущественно оккультным или эзотерическим (HPB). Стр. 1, 58, 70, 107

Бхагава̄н (भगवान्) букв. благословенный Господь.  Шри Кришна.  Стр. 7-11, 15, 16, 23 ,.  25, 26, 29, 30, 32-35, 37-39, 44, 47, 48, 49, 52-54, 57, 59 ,.  61-71,73,75,78,80,81,82,86-88,91, 93, 94, 96, 99, 100103, 105, 106

(Шримад) Бхагавата (भागवत) одна из Пуран, описывающая события жизни Шри Кришны. Стр. 51, 58, 102

Бхакта (भक्त) преданный, посвящённый. Стр. 9, 10, 25

Бхакти (भक्ति) преданность, посвящение. Стр. 12, 66

Бхарта (भर्त) защитник (Б.Ш.). Стр. 84

Бха̄вас (भावस्) (пять) состояний бытия, имеющих отношение соответственно к телу, чувствам, манасу, буддхи и «Высшему Я». Стр.  89, 102, 107

Бхайя (भ य) страх (Б.Ш.). Стр. 30, 31

Бхокта (भोक्त) наслаждающийся (Б.Ш.). Стр. 83, 84

Бху-лока (भुलोक) физический мир. Стр. 60

Бхутас (भुतस्) разумная материя (Б.Ш.). Стр. 72

Бхута яджня (бхута-яджня) (भूतयज्ञ) служение или жертва благочестивыми мыслями и действиями ради всех живых существ. Стр. 92, 103, 110

Бхувар-лока (भुवर्लोक) астральный мир. Стр. 60

Бимба (बिम्ब) отражение. Стр. 75

Брахма (ब्रह्म) исследователь должен отличать термин Брахма среднего рода и термин Брахмā, творца мужского рода индийского пантеона. Брахма или Брахман — это безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого всё исходит, и в которое всё возвращается; то, что является бесплотным, несущественным, нерожденным, вечным, изначальным и бесконечным.  Он всепроникающий, оживляющий наивысшего бога, а также малейшего атома минерала. С другой стороны, Брахма̄ мужского рода является предполагаемым Творцом, периодически существующим только в своем проявлении, а затем снова уходящим в пралайю, то есть исчезающим или уничтожаемым (HPB).  См. Авьяктамурти. Стр. 30, 51-53, 59, 67, 78, 91, 94, 113, 115.

Брахма-лока (ब्रह्मलोक) область Брахмы. Стр. 15, 30

Брахман (ब्रह्मन्) смотрите выше Брахма. Стр. 16, 26, 45, 47, 51, 56, 68, 71, 78, 89, 90, 92, 112, 114, 115

Бра̄хман (ब्राह्मन्) высшая из четырех каст в Индии, члены которой предположительно или скорее в их воображении находятся над остальными людьми, как Брахман, АБСОЛЮТ ведантистов над другими богами (HPB).  Стр. 35, 36 123

Брахма(ब्रहमाण्द) макрокосмос. Стр. 53, 100

Брамарандхра (ब्रह्मरन्ध्र) место на макушке головы, соединенное сушумной или спинным мозгом с сердцем.  Мистический термин имеет свое значение только в мистицизме.  (HPB). Стр. 20

Брахмаршис (ब्रह्मर्शिस्) индуистская Брахма-яджня (Брахмаяджня): Священные Писания (Б.Ш.). Стр. 92, 103, 111

Брахма сутрас (ब्रह्मसुत्रस्) трактат Ведавьясы о философии мудрецов Веды. Стр. 73, 76

Брахма-видья (Брахмавидья) (ब्रह्मविद्या) духовная мудрость, эзотерическая наука о двух Брахма и их истинной природе.  См. Риши (мн. ч.) (HPB).  См. Риши. Стр. 8 Изучение Вед и Брахм.  Стр. 11, 15, 28, 48, 71

Брих (बृह) вверх, Брихадараньяка Упанишада. Стр. 100

Буддхи (बुद्धि) всеобщая душа или разум.  Духовная душа в человеке (шестой принцип), проводник А̄тмы, эзотерически седьмого принципа (HPB). Стр. 18, 19, 21, 39, 61, 69, 70, 74, 82, 105, 115

Буддхи-бхава  (बुद्धिथव) (поклонение) путём изучения и размышления о вечных истинах, изложенных в Священных Писаниях, верующий постигает знания и передает их другим, как яджня.  Стр.106

Буддхи-йога (बुद्धियोग) йога истинного знания (Б.Ш.);  духовная проницательность, внутренняя преданность. Стр. 5, 84, 108.

 

С (Ч)

Чайтанья (м) (चैतन्य(म्) Высший разум, Всемогущий свет Ишвары (Б.Ш.). Стр. 86, 86, 95, 104, 110

Чакра (чакрам) (चक्र(म्) сплетение.  Нервный центр. Стр. 18, 19

Чандра̄яна (चन्द्रायन) (врита) одна из (ритуальных) аскез. Стр. 69

Чела (चेल) ученик. Стр. 20

Чичхакти (चिछक्ति) сила, которая порождает мысль. Стр. 60

Чида̄гникунда (चिदाग्निकुण्ड) сердце, где обитает божественный огонь, в котором аханкара или самость сжигается посвящёнными, чтобы стать дживанмукта. Стр.  95

Чит (चित्) абстрактное сознание. Стр. 61

 

 

Д

Дайва яджня (दैवयज्ञ) (дэва яджня) (देवयज्ञ) жертва для получения милости божественной иерархии.  Стр. 92, 103, III

Дайви-пракрити (दैविप्रकृतिः) свет Логоса, свет Ишвары, божественный свет.  Маха̄чайтанья (महाचैतन्य) всего космоса (Б.Ш.), изначальный, однородный свет.  См. Чайтанья (м) Стр. 18, 60-62, 76, 79, 81, 82, 88, 95, 99, 109, 113, 114

Дакшана̄мурти стотра (दक्षिणामूर्तिस्तोत्र) одно из произведений Шанкары. Стр. 113

Дама (दम) управление пятью органами знаний и пятью органами действия (Б.Ш.). Стр. 85

Да̄сохам (दासोहम्) Я – слуга (Б.Ш.). Стр. 80

Да̄сья (दास्य) отношения слуга-мастер.  Седьмой из девяти этапов посвящения (нава-видха бхакти). Стр. 10

Деха-бхава (देहथव) (поклонение) выполнение телесных действий в качестве яджни для магнетического очищения тела, чтобы оно могло стать подходящей святыней для божественных ощущений.  Стр. 102.

Дэвариши (देहऋषि) букв. «Божьи риши», божественные или богоподобные святые; мудрецы, которые достигают полностью божественной природы на земле (HPB). Стр. 8

Дэвы (дэваты) (देव) иерархии космических разумов (Б.Ш.).  Бог, «блистающее» божество (HPB). Стр. 17, 21, 41, 67, 68, 102, 110

Дэви (देवी) богиня.  Сокращённо от дайви-пракрити. Стр. 18

Дхарма (धर्म) религия,  вечный закон (Б.Ш.).  Священный закон. Стр. 3, 29, 37, 53, 54, 59, 61, 66, 68, 91

Дхарма̄ча̄рьи (धर्माचार्य) наставники в дхарме. Стр. 4

Дхӣ-гуха̄ (धी-गुहा) пещера разума, пространство между бровями (Б.Ш.). Стр. 17

Дхума ма̄рга (धूम मार्ग) путь Дыма, по которому идут карма-йоги, которые совершают различные жертвы (Б.Ш.). Стр. 68

Дхья̄на (ध्यान) букв. созерцание, медитация, состояние абстракции, которое уносит аскета, практикующего его намного выше плана чувственного восприятия и материального мира (HPB). Стр. 67

Духькха (दुःख) скорбь.  82, 98

Двадашакшари абхагна (द्वादशाक्षर अभग्न) двенадцатислоговая абхагна (Б.Ш.).  См. Абханга. Стр. 20

 

Е

Екāтма-пратьяя-сāрам (एकात्म-प्रत्याया-सारम्) единственная сущность сознания эго (Б.Ш.). Стр. 77

 

G (Г)

Гачхатити (गच्छतिति) идущий, также восхождение;  преходящий. Стр.  6

Ганапати (गणपति) Бог Мудрости, бог с головой слона, сын Шивы, букв. Владыка иерархий. Стр. 41

Гандха (गन्ध) запах (Б.Ш.). Стр. 83

Ганеш (गणेश) то же, что и Ганапати. Стр. 41

Ганга (गङ्गा) Ганг, самая священная река Индии. Стр. 57

Га̄ятрӣ (गायत्री) самый священный стих, адресованный Солнцу в Ригведе, который должны мысленно повторят индуисты во время утреннего и ​вечернего поклонения (HPB). Стр. 60, 62

Гхраня (घ्राण) восприятие запаха цветов, намагниченных Светом Ишвары (Б.Ш.).  105

Гӣта̄ (गीता) см. Бхагавад Гита. Стр.  3, 4, 7, 9, 13-17, 22, 25, 26, 29, 30, 34, 57, 70, 89, 94, 107

Гӣтā ша̄стра (गीता शास्त्र) наука Бхагавад Гиты. Стр. 89

Гнана (йога) (ग्नन)одна из школ философии (Б.Ш.). Стр. 58

Гнанам (ग्ननम्) сознание (Б.Ш.). Стр. 59, 72.

Гнани (ग्ननि) учитель ша̄стры (Б.Ш.).  Тот, кто знает истинную природу Бхагавана (Б.Ш.). Стр. 67, 69

Гна̄тха (ग्नाथ) (Гна̄та) () Эго или знающий. Стр. 59, 72

Гнеям (ग्नेयम्) не-эго, то, что должно быть реализовано . Стр. 59, 72

Гопа (गोप) пастух. Стр. 52

Горакх (गोरख्) Горакшна̄тха (गोरक्श्नथ), великий йог школы хатха-йоги. Стр. 20

Гауранга (गौरन्ग) Чайтанья Маха̄ Прабху, мудрец Бенгалии. Стр. 107

Гуна (गुण) сатва, раджас и тамас; сочетание этих трех гун. Стр. 34, 35, 65-67, 72, 88, 90, 91, 98, 108

Гуру (गुरु) (Гуру-дэва, Гуру дэва) Учитель Мудрости. Стр. 12, 48, 51, 53, 77, 85, 93, 94, 101, 113, 13, 16, 17, 114.

Гурупарампара (गुरुपरम्पर) Иерархия или Братство Гуру наставников или учителей Мудрости, вершиной которой является Шива, Маха-йог, «великий аскет», также называемый Маха̄дэва или «великий бог». Стр. 113

 

H (Х)

Хамса (हंस) птица (лебедь), которая, как полагают, обладает способностью выделять чистое молоко из смеси молока и воды (Б.Ш.).  21, 23

Хатха-йога (हठयोग) практика низшей формы йоги, в которой используются физические средства в целях духовного развития.  Противоположность раджа-йоге (HPB). Стр. 19

Хаста (हस्त) рука (Б.Ш.). Стр. 106

Индуизм –  религия индусов. Стр. 11

Хираньягарбха (हिरण्यगर्भ) сияющее золотое яйцо или матка.  В эзотерике светящийся «огненный туман» или эфирное вещество, из которого образована Вселенная (HPB). Стр. 60

Хираньягарбха-Брахма̄ (हिरण्यगर्भ- भ्रह्मा) Брахма, который, «выйдя из своего золотого яйца (Хираньягарбха), создает и развивает материальный мир (будучи просто плодотворной или творческой силой Природы)».  После того как (т. е. после Дня Брахмы или периода в 2 160 000 000 лет) «миры в свою очередь уничтожаются огнем и водой, он исчезает из объективной природы, и наступает ночь Брахмы» (HPB).  См. Брама.  7

Хираньямая (हिरण्यमय) золотая сияющая материя, из которой образована ка̄рана  шарира. Стр. 95

Хираньямая коша (हिरण्यमय कोश) сияющее, золотое, тело хираньямая Великих (Б.Ш.). Стр. 78

Хридая (हृदय) сердце (Б.Ш.). Стр. 13, 100

 

I (И)

Иччха̄ шакти (इच्छा) сила воли (Б.Ш.). Стр. 23

Ихалока паралока вайра̄гья (ईहलोक परलोक वैराग्य) безразличие к плодам действия в этом мире и в следующем мире (сварга) (Б.Ш.). Стр. 85

Икшва̄ку (इक्ष्वाकु) потомок солнечного племени (сурья ванса) в Индии и сын Вайвасвата Ману, прародителя нынешней человеческой расы (HPB). Стр. 7

Индра (इन्द्र) бог Небосвода, царь звездных богов.  Ведическое божество (HPB). Стр. 99

Индрия (इन्द्रिय) десять внешних агентов. Пять чувств, которые используются для восприятия, называются джняна-индриями, а пять чувств для действия – карма-индриями. Стр. 72, 74, 82

Индрия-бхава (इन्द्रिय-भव)  (поклонение) стремление к духовному восприятию через чувства единого Чайтанья, что достигается уничтожением личности, создающей барьер между нами и внешним миром. Стр. 102, 103

Ишта-дэва (Иштадэва) (इष्टदेव) любимое божество, которому поклоняется верующий. Стр. 12, 13, 16

Ишвара (ईश्वर) «Господь» или личный божественный дух в человеке, букв. суверенное (независимое) существование.  Имя, данное Шиве и другим богам в Индии.  Шиву также называют Ишварадэва или дэва Правителем (HPB).  Стр. 6, 7, 12-15, 17, 18, 22-24, 27-30, 32, 33, 35, 39, 42, 49, 51, 59, 61-63, 65, 67, 69, 73-76,  78-83, 86-88, 90, 93, ’95, 99-102, 105, 106, 110, 111, 113

Итиха̄са (इतिहास) история, запись событий, которые произошли на самом деле (Б.Ш.).  3

 

J (Дж)

Джа̄грат (джаграт авастха̄) (जाग्रत्) (जाग्रत् अवस्था) состояние бодрствования, одно из трех состояний сознания, два других – свапна и сушупти. Стр. 75, 76

Джанака (जनक) один из царей Митхилы Солнечной расы.  Он был великим царским мудрецом и жил спустя двадцать поколений после Джанаки, отца Ситы, который был царём Видехи (HPB). Стр. 43

Джапам (जपम्) (джапа-яджня) мысленное повторение священных текстов. Стр. 112, 103

Джа̄ти (जाति) происхождение, род (Б.Ш.). Стр. 72

Джигна̄су (जिग्नासु) спрашивающий (Б.Ш.). Стр. 67

Джӣва (जीव) монада или а̄тма-буддхи, жизнь, как Абсолют (HPB). Стр. 45, 64

Джӣванмукта (джӣва-мукта) (जीवन्मुक्त) адепт или йог, достигший конечного состояния святости и отделивший себя от материи, маха̄тма или нирва̄ни, «обитающий в блаженстве» и освобождении.  Тот, кто достиг нирваны ещё при жизни (HPB). Стр. 8, II, 24, 26-29, 33, 49, 53, 68, 75, 78, 95, 113

Джӣванмукти (जीवन्मुक्ति) состояние дживанмукта. Стр. 11

Джӣва̄тма (जीवात्म) в основном Единая вселенская жизнь, а также божественный дух в человеке (HPB). Стр. 4, 7, 12, 21, 22, 24, 29, 32, 61, 73, 83, 89- 97-95, 108

Джняна(м) (ज्ञान(म्) оккультная мудрость, знание (HPB).  Стр.12, 32, 70, 78, 111-114

Джняна-марга (джняна ма̄рга) (ज्ञानमर्ग) путь оккультной мудрости. Стр. 12, 112

Джняна шакти (ज्ञानशक्ति) способность видеть прошлое и будущее (Б.Ш.). Стр. 23

Джняна  яджня (ज्ञानयज्ञ) жертва Мудрости (Б.Ш.). Стр. 92

Джняна йога (джняна-йога) (ज्ञान) йога оккультной мудрости. Стр. 3, 4, 7, 30

Джнянендрия (ज्ञानेन्द्रिय) см. Индрия. Стр. 74

Джнянешвара (ज्ञानेश्वर) молодой йог, автор мистического произведения Джнянешвари (ज्ञानेश्वरि),  комментарий к «Бхагавад Гите». Стр. 20

Джняни (джнянин) (ज्ञानि) тот, кто приобрел знания. Стр. 25-27, 79, 115

Джёти (च्योति) букв. Свет Светов (Б.Ш.). Стр. 72

 

K

Кальпа (कल्प) космический цикл, как правило, цикл времени, обычно представляет собой «день» и «ночь» Брахмы, период в 4, 320 000 000 лет (HPB).

Ка̄ма (काम) злое желание, похоть, хотение, привязанность к этому существованию.  Ка̄му обычно идентифицируют с Ма̄рой или искусителем (HPB). Стр. 4, 83, 91-93

Ка̄рана [ка̄раня] (कारण) причина (с метафизической точки зрения) (HPB). Стр. 75, 88, 95, 109

Ка̄рана (कारण) разум-махат (или манас), аханкара и панча танма̄тр. (Б.Ш.). Стр. 82

Ка̄рана-шарӣра (कारणशरीर) чертог Мудрости (Б.Ш.).  Каузальное тело, соответствующее буддхи и высшему Манасу или духовной Душе (HPB). Стр. 13, 14, 16, 22, 31, 32, 60, 64, 66, 76, 77, 79, 83, 84, 87, 95-97, 108,110

Карана-шарӣра-эго (कारणशरीर) высший человек. Стр. 31

Карма (कर्म) с физической точки зрения действие, с метафизической – закон воздаяния, закон причинно-следственных связей или нравственной причинности (HPB). Стр. 6, 7, 12, 23, 24, 35, 39, 40, 42, 47, 54-58, 65, 66, 68, 69, 74, 80, 83, 87, 88, 91-93, 96, 97,  100, 101, 109-112, 114

Карма-ма̄рга (कर्ममर्ग) беспристрастное исполнение религиозных и светских обязанностей (Б.Ш.). Стр. 11

Кармани (कर्मनी) действия (Б.Ш.). Стр. 93

Карма саньяса (कर्मसंन्यास) отказ от действий, невыполнение обязанностей в жизни.  См. Саньяса и Карма-йога. Стр. 114

Карма яджня (कर्मयज्ञ) привязанность к плодам действия. Стр. 92

Карма-йога (कर्मयोग) йога отречения от плодов действия. Стр. 7, 110

Карма-йоги (карма-йогины) (कर्मयोगिन्) лица, практикующие карма-йогу.  Третий из четырех классов преданных. Стр. 45, 110, 68, 87

Кармендрия (कर्मेन्द्रिय) см. Индрия. Стр. 74

Кармин (कर्मिन्) исполнитель Агнихотры (अग्निहोत्र) (возлияния на огонь) и т. д. (Б.Ш.).  См. Дхума марга. Стр.  69, 115

Карта (कर्त) делатель (Б.Ш.). Стр. 56, 67

Ка̄ртикея сва̄ми (कार्तिकेयस्वामि) индийский Бог войны, сын Шивы.  Он также олицетворяет силу Логоса.  Планета Марс.  Он является оккультным персонажем (HPB).

Ка̄рья (कार्य) десять индри, манас и пять объектов чувств (Б.Ш.). Стр. 82. См. Карана.

Катхопанишад (कठोपनिषद्) Катха-Упанишада, занимающаяся главным образом философией жизни после смерти. Стр. 79

Кӣртана (कीर्तन) пение прославляющих песен вместе с родственными душами. Второй из девяти этапов Преданности (нава-видха-бхакти). Стр. 9, 105

Коша (कोश) оболочка, тело. Стр. 77, 79

(Шри) Кришна (कृष्ण) восьмой Аватара Вишну (HPB). Стр. 10, 52, 58, 62, 63, 68-71, 73, 82-84, 86-89, 92-96, 98, 100-103, 107-110. 112, 114-116

Крия (क्रिया) действие (Б.Ш.). Стр. 56, 72

Крия шакти (क्रियाशक्ति) таинственная сила мысли, которая позволяет человеку производить внешние, ощутимые и феноменальные воздействия присущей ему энергией (Б.Ш). Одна – из семи сил природы.  Творческая энергия сиддхи (сил) совершенных йогов (HPB). Стр. 23

Кродха (क्रोध) гнев, ненависть, отвращение (Б.Ш). Стр. 4, 30, 32, 91-93

Кшарам (क्षरम्) тленное (Б.Ш.). Антоним см. Акшарам.

Кшаттрия (кшатрия) (क्षत्रिय) вторая из четырех каст, на которые первоначально были разделены индуисты (HPB). Стр. 8, 35, 36

Кшетра (क्षेत्र) человеческое тело, храм божественного человека.  Стр. 70, 71, 73-75, 78, 81, 87, 89, 90

Кшетраджна (क्षेत्रज्ञ) воплощённый дух, сознательное Эго в его высших проявлениях, принцип воплощения, «Господь» в нас (HPB). Стр. 65, 70, 71, 73-75, 77, 81, 87, 89, 90

Кундалинӣ (шакти) (कुण्डलिनी) сила жизни; одна из сил природы. Эта сила порождает определенный свет у тех, кто занимается духовным развитием и ясновидением.  Это сила, известная только тем, кто практикует медитацию и йогу (HPB). Стр. 17, 19,21, 23, 100

Кунтӣ (कुन्ती) жена Панду и мать па̄ндавов. Стр. 26, 30

Курукшетра (कुरुक्षेत्र) поле битвы около Дели, где шла война Махабхарата, и где Господь вёл беседы о Бхагавад Гите с Арджуной. Стр. 24

Куру (कुरु) враги па̄ндавов в Бхагавад Гите на равнине Курукшетры (HPB). Стр. 46

Кӯтастха (कूटस्थ) недифференцированная пракрити.  Это сила иллюзии Господа, зародыш, из которого рождается тленное существо.  (Б.Ш.).  Стр. 101, 102

Кутӣчака (कुटीचक) тот, кто живет в скромной хижине из листьев (Б.Ш.). Стр. 21

 

Л

Лайя(м) (चल(म्) растворение (Б.Ш.). Стр. 6, 63

Лока (लोक) область или ограниченное место.  В метафизике мир, сфера или план.  Пураны в Индии постоянно говорят о семи и четырнадцати локах, выше и ниже нашей земле, о разных уровнях небес и ада (HPB). Стр. 15, 68

Лока санграха (लोकसंग्रह) ради благополучия мира, на благо человечества. Стр. 96