2
Как Единое становится Многими
Каббала касается по большей части учения эманации. Она описывает в изобразительной манере древо жизни (חיים עץ эц хаим), образованное десятью эманациями или сефирот, исходящих от Бесконечного (אין־סוף Эйн Соф). Сефира означает «число» или «эманацию», причём понятие вселенной основанной числами и на числах встречается также в учениях Пифагора, в то время как образ космического дерева является общим для многих культур.
Древо сефирот является символом человека, атома, звезды или любой другой иерархии. Оно отображает метод каббалистического описания нескольких эманаций, подобно тому как Единая или божественная монада любого существа развёртывается изнутри в полное воплощение. Сефиры представляют еврейский способ описания различных аспектов всеобщего проявления.
Эйн Соф (без границ или конца) эквивалентен Парабрахману на санскрите (за пределами Брахмы). Из Него через кармические интервалы возникают вселенные от мала до велика. Сам Бесконечный не имеет атрибутов, но таким тонким было каббалистическое мышление, что оно выразило Бесконечность несколькими «скрытыми сефирот». Хотя полностью не проявленные, они, тем не менее, демонстрируют в потенциале облачение три-в-одном или один-в-трёх небытия: Айн, «ничто», тьма чистого небытия, который произвёл Эйн Соф, «бесконечное» пространство космоса; и союз этих двух дал Эйн Соф Ор (אין־סוף אור), «бесконечный или безграничный свет», изначальный свет предварительного проявления1.
Когда Бесконечный или Эйн Соф захотел продемонстрировать один свой аспект, то завеса три-в-одном небытия сократилась или, как «Зоґар» называет это, «сжала свою сущность» в одну точку: бесконечное пространство сжалось в одну изначальную точку (נקדה ראשונה некуда ришона или נקדה קדמאה некуда кадмаа), называемую сефирой, изначальным числом или эманацией. «Сжав», таким образом, свою божественную сущность в сефиру, оно снова расширилось, и вселенная десятеричного характера развернулась в проявленность. Этот процесс сжатия и расширения называется цимцум (צמצום сжатие) и полученная в результате этого «распространённая или плоская точка» называется некуда пешуа (נקדה פשוה). Созданная таким образом вселенная является древом жизни или древом сефирот. Из сефиры, называемой Кетер (כתר) или Венец, эманировали во времени и пространстве девять более низших сефирот или эманаций диффиренцированной духовной и материальной структуры.
Этот процесс эманации постоянно описывается в «Зоґар», например, так:
«Когда Сокрытый всех Сокрытых пожелал проявиться, Он сначала сделал точку (Кетер, первую Сефиру…), придал ей Сакральную Форму (то есть совокупность всех сефирот, Адама Иллаа עלאה אדם или Адама Кадмона כדמון אדם) и покрыл её богатой и великолепной одеждой, то есть вселенной».
«Зоґар» 1:2,
«Каббала» Мейера, стр. 280-81
«Древнейший Древнейших, Сокровеннейший Сокровеннейших имеет форму и всё же не имеет формы. Он имеет форму, с помощью которой сохраняется вселенная, и всё же не имеет формы, потому что он не может быть понят. Когда он впервые принял форму (в Сефире, первой эманации), он заставил девять великолепных светочей эманировать из него».
«Зоґар» 3:288а,
цитируется в
«Разоблачённой Изиде», том 2, гл. 5
Различны способы, выражающие Бесконечность как эманирующую последовательность Древа сефирот: то сефирот описаны как искры единого пламени; то, как десять сосудов, в которые изливается жизненный поток Эйн Софа; и ещё раз в виде концентрических сфер. Все они пытаются описать неописуемое: проявление конечных сущностей из «бесконечных недр Продолжительности», как говорится в Книге Дзиан. ЕПБ использовала семь станц этого древнего манускрипта в качестве основы своего шедевра, «Тайной Доктрины».

Прослеживается близкое сходство фундаментальных доктрин Станцев Дзиан и учения об эманации каббалы. ЕПБ утверждает, что Станцы потому и дают
«абстрактную формулу, которая может быть приложима, «mutatis mutandis» (внеся необходимые изменения), ко всей эволюции, к эволюции нашей крошечной Земли, к цепи Планет, в которую входит наша Земля, к Солнечному Миру, к которому принадлежит эта цепь и так далее в восходящем измерении, пока ум не начнёт колебаться и не истощится в этом усилии».
ТД, т. 1, Пролог
То же самое можно сказать и о фундаментальных доктринах каббалы: они могут быть применены по аналогии к эволюции человека, планеты, солнечной системы или галактики.
Процитируем теперь несколько шлок из Станц Дзиан в качестве помощи для понимания «Зоґар»:
«Единая тьма наполняла беспредельное всё, ибо отец, матерь и сын ещё раз были воедино, и сын не пробудился ещё для нового колеса и странствий на нём» (Станца I, шлока 5).

«Лишь единая форма существования, беспредельная, бесконечная, беспричинная простиралась, покоясь во сне, лишённом сновидений; и жизнь бессознательная пульсировала в пространстве вселенском во всесущности той, что ощущается открытым глазом дангма» (1:8).

«Час ещё не пробил; луч ещё не проник в зародыш; Матрипадма ещё не набухла» (2:3).

«Последний трепет седьмой вечности дрожит в бесконечности. Матерь набухает, распространяется изнутри наружу, подобно почке лотоса» (3:1).

«Трепет распространяется, касаясь своим стремительным крылом всей вселенной и зародыша, пребывающего во тьме, тьме, что дышит над дремлющими водами жизни» (3:2).

«Тьма излучает свет, и свет роняет одинокий луч в воды, в глубину лона матери. Луч пронизывает девственное яйцо, луч пробуждает трепет в вечном яйце и зароняет зародыш, не-вечный, и он сгущается в мировое яйцо» (3:3).

«Узри, о Лану, дитя лучезарное тех двух, несравненное, блистающее величие – пространство света, сына пространства тьмы, возникающего из глубин великих тёмных вод» (3:7).

«Где был зародыш? и где ныне была тьма? где дух пламени, горящего в твоём светильнике, о Лану? Зародыш есть то, и то есть свет, белый, блистающий Сын Отца, во тьме сокрытого?» (3:8)

«Она распространяется, когда дыхание огня над нею; она сокращается, когда дыхание матери касается её. Тогда сыны разъединяются и рассыпаются, чтобы вернуться в лоно матери к концу великого дня, чтобы снова соединиться с нею. Когда она охлаждается, она становится сияющей. Сыны её разворачиваются и сокращаются сами собою и своими сердцами; они вмещают беспредельность» (3:11).
ТД, т. 1, Станцы Дзиан
Обращаясь к каббале, мы обнаруживаем те же понятия. «Единая тьма наполнявшая Беспредельное Всё» напоминает Айн, «ничто», наполнявшее все пространства пространств, состояние небытия, когда семена будущих древ сефирот космических жизней ещё спали во тьме. Из Айн тьма или небытие становится Эйн Соф, безграничными или бескрайними полями беспредельности: «одной формой существования», которая простирается «безгранично, бесконечно и беспричинно во сне без сновидений». Эйн Соф, тайна тайн, называется в «Зоґаре» «закрытым глазом», потому что жизни, спящие в нём, не воспринимают то, что «ощущает открытый глаз Дангма [инициации]», этот «открытый глаз» в каббале называется Кетер, Венец или первая эманация. Как говорит «Зоґар»:

«Когда Сокрытый внутри Сокрытости пожелал проявиться, он начал производить точку; до тех пор, пока эта святящаяся точка не вышла из его недр, Бесконечное было ещё совершенно сокрыто и не рассеивало никакого света».
1:2a, Мейер, стр. 127
Светящаяся или световая точка, однако, периодически «проявляется посредством своей энергии», так как семена будущих миров не могут навсегда оставаться в закрытом глазу Эйн Соф. Вибрация появляющейся Вселенной или Древа сефирот пробуждает спящие семена, и «Свет, который был завёрнут во Тьму», как выражается «Зоґар», разливается по пространству. Эйн Соф становится Эйн Соф Ор: бесконечное пространство становится бесконечным светом. «Белый блистающий Сын тёмного пространства», как говорит Станца Дзиан, изначальный трепет проявления является источником и предвестником последующего умножения и последующего деления Единого на множество. Мы можем представить себе здесь тьму как чистый дух, а свет как материю.
«Луч пронизывает девственное яйцо» – точно похоже на стремительное прохождение «светящейся точки» каббалы в Кетер и из Кетера, первой сефиры, в девять нижних светов до полного раскрытия десятеричного Древа жизни сефирот.
«Она распространятся, когда дыхание огня над нею; она сокращается, когда дыхание матери касается её» – вот точное описание цимцум. Каббала утверждает, что когда Божество или Святой хочет испустить или эманировать из себя луч через «закрытый глаз» Эйн Соф в «открытый глаз» Кетера посредством таинственного действия воли (רצון рацон), Он «концентрирует свою сущность» в одну точку, и эта концентрация силы или энергии называется цимцум, означающее «сжатие» и последующее расширение, что характерно для проявления.
Через цимцум изначальная точка распространилась, и была произведена вторая точка («плоская или распространённая точка»), которая, в свою очередь, посредством непрерывного процесса цимцум выявила последующие сефирот. «Зоґар» говорит, что изначальная точка,
«является внутренним светом, который не имеет никакого предела, чтобы могла быть известна его чистота, тонкость (тонкость восприятия) и ясность, пока он не распространился через себя; и распространение этой точки заставило чертог облечь эту точку. Его свет (чертога) не может быть понят из-за его огромной чистоты и всё же он не настолько тонок и ярок, как первая сокрытая точка. Чертог, являющийся облачением этой скрытой точки, имеет (также) неограниченный свет, хотя не такой чистый и яркий, как первая сокрытая точка. Этот чертог распространяется вовне из своего первого света, и распространение является облачением чертога, внутреннее естество которого тонко и ярко; и отсюда, (каждый) далее распространяется один в другого, и облекается один в другого, пока не обнаружится, (что) один является облачением другого, а другой следующего;…»
1:20б, Мейер, стр. 381
Эта изначальная точка – некуда кадмаа, иначе Кетер, или первая сефира, распространяется и создаёт «чертог», т. е., производит из себя следующую сефиру. Вторая сефира, иначе «чертог», или «облачение», или одеяние первой сефиры, сама становится «внутренним светом» следующей сефиры, которая, в свою очередь, является «чертогом» второй сефиры и «внутренним светом» четвёртой сефиры. Этот процесс совершается по всему десятеричному древу. То же самое происходит с четырьмя Адамами (см. гл. 7), где каждый последующий Адам является прообразом для низшего и отражением высшего Адама, то передатчиком света, то приёмником.
В «Зоґаре» «внутренний свет» называется буцина בּוּצינא. Это слово, означающее «свет» или «свечку», часто встречается в выражении Буцина де-Кардинута בּוצינ דקרדינותא, переведённое Мейером (стр. 381) как «сияющий внутренний свет», который «вышел из Сокрытого внутри Скрытости, из Главы Эйн Соф» (1:3). Или опять же, «Зоґар» говорит:
«Приди, взгляни! Вначале волеизъявления Святого, Благословен Он! создать мир, Он вывел из Буцина ди-Кардинута בּוצינא דקרדינותא, т. е. сам внутренний свет (сердца), узел (или цепь) и осветил (эманировал) тьму из себя, и опустился ниже. Тьма зажглась сотнями различных способов или путей, малых и больших, и создала Дом (Скинию или Храм) в нижнем мире (Откр. 11:19, 15:5, 6, 8, 16:1)».
1:172а, Мейер, стр. 385
Несколько дополнительных имён используются каббалистами кроме Кетер и Эйн Соф. Ни один термин никогда не был удовлетворительным, так как может ли ограниченный разум, независимо от того, насколько он углублён и натренирован в эзотерической мысли, описать то, что не имеет ни атрибутов, ни формы, ни цвета? Поэтому пошли на компромисс, дав Эйн Соф различные наводящие на размышление названия, каждое из которых пытается изобразить аспект Бесконечного. Эти названия, однако, часто использовались для описания первого проявления Эйн Соф – Кетера или Древнего — как семени или точки. Тщательное изучение контекста, как правило, позволяет обнаружить, какой из двух этих терминов применяется.
Некоторые названия, данные в «Зоґаре» Эйн Соф и Кетер, следующие: Древний Древних (Аттика де-Аттикин); Древний всех Древних (Аттика де-коль Аттикин); Потаённый Потаённых (Эмира диЭмирин); Сокрытый Сокрытых (Ситра деСитрин); Старейший Старейших (Саба деСабин); Древний Старейший Старейших или Вечный Древний Древних (Аттика Саба деСабин); Святой Древний (Аттика Каддиша); и Неизвестный всех Неизвестных или Невидимый всех Невидимых (Сетима де-коль Сетимин).
Все эти названия, выбранные из разных книг «Зоґара», вращаются вокруг одной мысли: совершенно непостижимого и сокрытого характера Бесконечного. Как «Зоґар» (2:42-3) говорит:
«Эту первую Сефиру иногда называют Бесконечным (Эйн Соф), иногда Высшим Венцом (Кетер Эльон), а иногда Ничто (Айн) или местом (маком) [מקום]… мы должны помнить и не путать его [Айн] с Древним Древних [Аттика деАттикин], то есть, с Самим Эйн-Соф, перед которым самый яркий свет является лишь тенью»2.

Как каббалистическое описание зарождения Вселенной совпадает с Бытием Торы? Стандартные английские переводы вводят в заблуждение. Например, первым словом Библии является решит (ראשית) – «начало, главенство», «самый превосходный или самый высокий из ряда», «мудрость» с предлогом бе (בְּ) в значение «в, через» или «посредством». Начало Бытия тогда можно совершенно правильно перевести «мудростью», «посредством мудрости» или «посредством или во множестве», как Г. де Пурукер делает в «Основах эзотерической философии» (2-е изд., стр. 98-102). ЕПБ утверждает, что
«Ориген, Климент Александрийский, Калцидий, Мефодий и Маймонид, опираясь на авторитет Таргума Иерусалимского, традиционного и величайшего авторитета евреев, считали, что первые два слова в Книге Бытия — Б-РЕШИТ
[בּראשית] — означают мудрость или принцип, и что мнение о значении этих слов, как «в начале», не разделялось никем, кроме профанов, которым не разрешалось проникать сколько-нибудь глубже в эзотерический смысл этого предложения».
«Разоблачённая Изида», том 2, ч. 2, гл. 1
«Отцы церкви… больше всего они страшились раскрыть толпе эзотерическое и истинное значение слова решит
[רֵאשִית], так как если только истинный смысл этой сентенции, также как и еврейского слова решит… был бы правильно понят, то тайна христианской троицы обрушилась бы, в своём падении унося с собой новую религию в одну кучу развалин с древними мистериями».
«Разоблачённая Изида», том 2, ч. 2, гл. 1
В своих «Основах» (стр. 99), Пурукер переводит слово Элохим первого стиха Бытия во множественном числе: «в сонме (или множестве) боги [Элохим] сформировались (сделались) в небеса и землю». Бытие 1:2, как правило, переводится «и земля была безвидна и пуста» два слова (тоґу и бoґу), обозначающие изначальный хаос, предшествующий проявлению, сходны по смыслу.
Тоґу означает то, что не заселено, без жителей или другой проявленной деятельности; а бoґу означает пустой или пустынный. Таким образом, вместе они означают «необитаемая пустота», что соответствует греческому слову χάος (хаос), однородному состоянию нашей солнечной системы или галактики до проявления. Дословный перевод Пурукера первых стихов Бытия следующий:
«И тьма на лике эфиров. И руах (дух-душа) богов (Элохим) (трепетал, парил) задумчивый…»

«И сказал Элохим (боги) — свет, проявись! и свет проявился. И увидели боги свет, что (он) хорош. И разделили Элохим между светом и между тьмой. И назвали Элохим свет днём, а тьму назвали ночью. И стал вечер, и стало утро. День первый».
«Основы», стр. 100

3
Древо Сефирот
Первой и наиглавнейшей «эманацией» Эйн Соф, или Бесконечного, является первая сефира (см. диаграмму стр. 10). Это – изначальная точка, из которой эманируют девять нижних сефирот в последовательном порядке по убыванию качества яркости. Первую сефиру обычно называют Кетер (Венец, Корона), но она известна и под другими названиями, такими как Белая Глава, Ветхий Днями, Макропросопус или Великий Лик; называется Великим Ликом, поскольку потенциально содержит все остальные «малые» лики или нижние сефирот. Термин «лик» используется для обозначения древней идеи маски или Майи, и Великий Лик означает космическую иллюзию проявления, называемую на санскрите маха-майа.
Кетер – это Единица, Неделимое, монада Пифагора, Monas monadum (лат. самая высшая из монад) Лейбница. Считается, что он является первым непроявленным Логосом. Его божественное имя йод-ґей-вав-ґей («Я есмь»). По одной из теорий соответствий Кетер эквивалентен Перводвигателю, первому космическому пространственному проявлению божественности; по другой – центральному невидимому солнцу. В Адаме Кадмоне (прообразе человека или вселенной), Кетер является головой или «венцом» на голове.
Из Кетер (венца) неделимая точка испускает два луча активного и пассивного, или мужского и женского, потенциала3. Правая или мужская энергия фокусируется в Хохма (חכמה) (мудрости), второй сефире, названной дуадой – Аба (отец), она также называется своим божественным именем – Йа (יה). Она соответствует в некотором отношении второму Логосу и представляет правое плечо Адама Кадмона. Третья сефира Бина (בינה) (интеллект, внутреннее видение, понимание), является женским пассивным потоком энергии, текущим из Кетер через Хохма, и образует левое плечо Адама Кадмона. Её божественное имя – Ґей (ה). Она также называется Эм (אם) или Имма (ימא) (Мать) и равна Отцу. Бина является Божественной Матерью в отличие от десятой сефиры Малхут
(מלכות), низшей Матери, невесты или царицы. Считается, что Бина – третий Логос.
Эти три сефиры образуют невидимую триаду прообраза человека. Каббалистическая мысль выражает это так: «нельзя увидеть ни головы, ни плеч Адама Кадмона» (см. ТД, т. 1, стр. 239). Позиции Хохмы и Бины, как второй и третьей сефиры – соответственно мужской, или Отца, и женской, или Матери, – меняются на противоположные некоторыми каббалистами, в том числе Исааком Мейером («Каббала», стр. 259-260). Можно много говорить в защиту реверсного положения с Биной в качестве женского аспекта, представляющим Мать и исходящим из первой сефиры Кетер, причём две сефиры порождают или эманируют Хохма как Сына. Такое расположение сразу же идентифицировало бы первые три сефиры или первый «лик» Древа Жизни с индуистской Тримурти Брахмы, Вишну и Шивы и с христианской Троицей в изначальном понимании, как Отца, Святого Духа и Сына. Однако так как многие исследователи каббалы не обращают внимание на эти тонкости положения и признают более общепринятый взгляд на Хохма и Бина, как второй и третий аспекты соответственно, то мы будем размещать их таким же образом. Имеется небольшое различие в том, которая из них занимает второе или третье положение, но существенное значение заключается в том, что божественная триада Кетер, Хохма и Бина представляет собой непроявленную триаду божественных сил и энергий, которые во времени и пространстве эманируют из себя остальные энергии сефирот в упорядоченной прогрессии.
Как прямая эманация этой триады, рождается второй «лик», или триада, состоящая из Хесед (חסד), Гвура (גבורה) и Тиферет (תפארת), сострадания, силы и красоты. Хесед (задор, любовь, милосердие, сострадание или милость) является четвёртой сефирой — мужской активной силы, что соответствует правой руке Адама Кадмона, и её божественное имя Эль אל (Всемогущий).
Пятая сефира Гвура (сила, энергия, мощь), женская сила, исходящая из Хесед и дополняющая Хесед, его мужской аналог, соответствующий левой руке Адама Кадмона. Её божественное имя Элоа אלוה (богиня).
Шестая сефира Тиферет (красота, величие, слава) является плодом Хесед и Гвура. Она представляет собой сердце Адама Кадмона и называется местом солнца, из которого изливаются в окружающие и нижние сефиры добро и вдохновение. Эта сефира часто называется Малым Ликом или Микропросопусом в отличие от Кетер или Макропросопуса. Божественным именем Тиферет является Элохим (божественные или всемогущественные боги-богини). Тиферет иногда называют царём (Мелех) в связи с Малхут (מלכות) или царицей, десятой сефирой.
Вторая триада или лик древа сефирот эманирует третью триаду ещё большей плотности, состоящую из Нецах (נצח), Ґод (הוד) и Йесод (יסוד), победа или вечность, слава и основа. Седьмая сефира Нецах (слава, величие, иногда время) по-разному переводится: победа, стойкость и тонкость. Это мужская сила представляет в прообразе человека правое бедро, а её божественное имя Иегова Цеваот (Саваоф) יהוה צבאות (Господь воинств или армий).
Восьмая сефира Ґод (пышность, величественность) является женской силой, сопутствующей мужской силе Нецах. Она представляет левое бедро Адама Кадмона и её божественным именем является Элохим Цеваот. «Зоґар» утверждает (3:296а), что через Нецах и Ґод «мы понимаем расширение, умножение и силу».
Девятая сефира Йесод (основа) является плодом или сыном Нецах и Ґод. Она представляет собой порождающую или продуктивную энергию Адама Кадмона. Каббала считает, что любая энергия или жизнь любого плана находит выход через Йесод в проявленном мире: «Вся суть, все начала и энергии собраны в этом месте. Следовательно, все существующие силы выходят из неё» (Мейер, стр. 271). Её божественное имя Илаа עלאה (всемогущественное живое существо, владыка жизни). Это название напоминает термин санскрита Праджапати «властелин жизни», прародитель всех живых существ на земле.
Эти шесть сефирот от Хесед до Йесод называются сефирами созидания, имеющие качества проявления отличные от божественной триады или непроявленного лика, Кетер, Хохма и Бина.
Последняя десятая сефира называется Малхут (царство, владычество), она является носителем или проводником энергии всех десяти сефирот. Если, как говорят, Кетер содержит все сефирот в семени, то Maлхут, его нижний полюс, выражается через передачу, или как через проводник, всех высших сефирот. Представляя ноги прообраза человека, она называется также Невестой, Низшей Матерью или Царицей, чьим символом является луна или земля. Maлхут представляет собой завершение духовного «Созидания или строительства Вселенной», с которым связаны шесть непосредственно предшествующих ей сефирот. Её божественное имя Адонай, что буквально означает не «господь», а «мои господа».
Так сефирот развернулись из Бесконечного через ряд триад, каждая из которых является прогрессивно более материальной. Мейер подводит итог каббалистической мысли:
«Идея Сефирот подобна идее строителя, который хочет построить большой дворец. 1. Он охватывает умом план всего здания. Это – Кетер, Хохма и Бина. 2. Затем он рассматривает способ, согласно которому предстоящая работа должна соответствовать плану. Это есть Хесед, Tиферет и Гвура. 3. Он рассматривает средства его осуществления, это – Нецах, Йесод и Ґод. Всё здание является Божественным управлением всего мира, представленного Малхут».
«Каббала», стр. 380
Все сефирот или эманации, начиная сверху с венца, исходят одна из другой; из самой высокой исходит следующая по величине, из этих двух третья, пока не образуется невидимая триада. В конце концов, сформированы все семь проявленных сефирот; все они зародились никак иначе, чем как плод или продукт всех предыдущих.
Как мы уже видели, каждая из десяти сефирот в Адаме Кадмоне — идеальном космическом или архетипическом человеке, синтезе десяти эманаций — соответствует той или иной части тела. Духовные энергии никоим образом не следует рассматривать как физические, а скорее как подтверждающие тесную связь человечества с божественными вещами, и что даже десятая эманация несёт знак небесной или духовной силы. Хотя сравнение десяти сефирот с человеческим телом незначительно отличается у разных авторов, принцип остаётся неизменным (см. Гинзбург, стр. 93).
Аналогия между сефирот и человеческим телом отражает кардинальную доктрину каббалистов: всё, что существует в физическом мире, имеет более высокий и божественный аналог в небесных сферах. Они настолько были убеждены, что тело содержит планетарные и небесные отпечатки, что учили тому, что только дух «производит те физиономические особенности, которые ведомы мудрецам».4 Поэтому древние еврейские посвящённые почитали физическое тело не из-за его материальных качеств, но именно потому, что оно предоставляло им скинию или вместилище божественных сил. «Зоґар» утверждает:
«…как мы видим на необъятном небосводе звёзды и планеты, образующие различные фигуры, которые содержат сокрытые и глубокие тайны, так и на коже, которая покрывает наши тела, есть определённые цифры и линии, являющиеся планетами и звёздами нашего тела. Все эти знаки имеют скрытый смысл и привлекают к себе внимание мудрого, который может читать по лицу человека».
2:76а, Франк, стр. 191

4
Десять сефирот в разных формах
Возникновение десяти сефирот или «сияний» из Эйн Соф изображалось древними и средневековыми каббалистами множеством способов. Так как вся истина никогда не может содержаться в одном символе и даже в двух десятках, то более широкое понятие можно получить при собрании различных аспектов любого из учений. Разнообразие символов служит, с одной стороны, углублённому и обобщённому пониманию, тем самым уменьшая догматизм, а с другой стороны помогает дисциплинировать и развивать память.
В средневековой рукописи тринадцатого века, опубликованной только частично Адольфом Еллинеком в его труде «Beiträge zur Gescґicґte der Kabbala» (Вклад в историю каббалы), рабби Ицхак из Школы Сеговии в Акко даёт ряд таких иллюстраций, что мы цитируем по переводу Исаака Мейера5:
«Иллюстрации, данные устно, послужили объяснению тайны Единства Десяти Сефирот в самих себе, которые всегда сосредоточены в Эйн Соф, от Эйн Соф к Эйн Соф…Помните, что некоторые из каббалистов сравнивают его (Единство) с цепью, образующей нерасторжимое единство посредством соединительных звеньев…»

Этот графический символ внутреннего существа планет и звёзд описан в теософии, как планетная и/или солнечная цепь глобусов. Каждая сефира или «звено» (будь то глобус, планета или солнце) находится в пределах своей сферы, как независимая, самодостаточная сущность, состоящая из собственной субстанции и проявленного уникального характера; тем не менее, каждая сефира связана с Единым и с другими сефирами или «звеньями» в нерасторжимом единстве. В «Тайной Доктрине» (2:23) ЕПБ пишет: «В древних космогониях видимые и невидимые миры являются двойными звеньями одной и той же цепи», то есть верхние сефирот и нижние, «невидимые» и «видимые» являются индивидуально или коллективно звеньями одной цепи.
Вторая иллюстрация уподобляет сефирот
«разным водам, текущим из одного источника и разделяющимся на многие реки, которые (снова) соединяются в океане; откуда они возвращаются снова из-под земли в свои бывшие подразделения; и так далее в непрерывном единстве;…»
Мейер
По этому вопросу «Зоґар» говорит:
«Форму, в которой Он обычно изображается, можно сравнить с очень большим морем, так как воды моря сами по себе не имеют ни границ, ни формы, и только тогда, когда распространяются по земле, они обретают форму (подобие דמיון димийон). Теперь мы можем произвести следующий подсчёт: источник морской воды и водный поток, истекающий оттуда для распространения составляют два. Потом образуется большой резервуар, как будто была вырыта огромная полость; этот резервуар называется морем и является третьим. Непостижимая бездна делится на семь потоков, напоминающих семь длинных сосудов. Источник, поток воды, море и семь потоков составляют вместе десять. И когда Господь разбивает сосуды, которые он сделал, воды возвращаются к источнику; остаются только кусочки этих сосудов, сухие, без воды. Именно таким образом Причина всех Причин породила десять Сефирот».
1:42б, 43а, Гинзбург, стр. 95
В этом отрывке содержится глубокая символика: Воды пространства (Эйн Соф) без формы и вида, как только «Последний трепет седьмой вечности задрожит в бесконечности» (ТД, т. 1, стр. 28), распространяются и обретают форму (димийон). Источник Вод, течение или поток воды, которая течёт из него, и резервуар, в который поток опорожняется, являются тремя непроявленными сефирами — Кетер, Хохма и Бина — из которых исходят семь келим כלים (сосудов), семь проявленных сефирот.
Сравнивая каббалистическое утверждение, что «Господь разбивает сосуды», со станцей из «Тайной Доктрины»: «Тогда сыны разъединяются и рассыпаются…» (1:30), мы видим два способа описания удаления жизненных воинств из мира или цепи миров в период растворения, который следует за любым периодом активности или проявления. «Воды возвращаются к своему источнику», но не сосуды или проводники, которыми пользуются жизненные волны, они выбрасываются и разбиваются вдребезги, однако сущности выдерживают и «возвращаются к своему источнику», как говорит «Зоґар»; или как сказано в Станцах Дзиан: они «возвращаются в Лоно Матери к концу Великого Дня, чтобы снова соединиться с нею».
На третьей иллюстрации
«другие сравнивают союз милосердия и строгости [двух противоположных Столпов энергии сефирот] с драгоценным камнем, который объединяет в себе различные особенности других драгоценных камней разного качества (цвета?) и всё же сохраняет идеальное единство;…»
Мейер, стр. 251-2
Мириады граней одного драгоценного камня напоминают имя Будды — «Алмазное сердце» — что означает, что Будда или «пробуждённый» настолько отполировал или усовершенствовал семь (десять и двенадцать) граней своей природы, что вся она стала кристально чистой. Сила этого символа не столько в совершенствовании одной или нескольких граней, но во всей симметрии, во взаимодействии друг с другом и каждой со всеми: каждая часть подчиняется целому, и, тем не менее, каждая часть необходима для интеграции целого.
В-четвёртых, «есть такие, которые признают в качестве иллюстрации единство различных цветов в пламени горящего угля, когда пламя и уголь составляют единое целое;…» (Мейер). Этот символ часто используется в «Зоґар», а также в «Сефер Йецира». В «Зоґаре» далее говорится:
«Для того чтобы познать святое единство, мы должны рассмотреть пламя, поднимающееся от очага или зажжённой свечи; мы видим, во-первых, два вида света, сверкающий белый и чёрный или синий; белый свет выше и поднимается по прямой линии, чёрный или синий свет внизу, и очевидно является основанием первого; однако два света настолько тесно объединены, что образуют единое пламя. Но основание, образованное синим или чёрным светом, в свою очередь, соединено с фитилём, который находится под ним. Белый свет никогда не меняется, он всегда остаётся белым; но в нижнем свете выделяются несколько оттенков. Нижний свет, кроме того, принимает два противоположных направления; верхняя часть прикреплена к белому свету, а нижняя соединена с горящей материей, но материя постоянно истребляется и постоянно поднимается к верхнему свету. Таким образом, все снова присоединяется к единству».
1:51а, Франк, стр. 166-7
Обратите внимание на предложение, которое содержит суть зоарической мысли: «Белый свет никогда не меняется, он всегда остаётся белым; но несколько оттенков выделяются в нижнем свете» – т. е. Кетер, первая эманация или первый Логос, не меняется, а нижние сефирот отличаются разнообразием качеств индивидуальных светов.
В качестве пятой иллюстрации Ицхак из Акко выбрал «образ грозди винограда, в которой гроздь и виноград едины» (Мейер). Символика универсальна: вино духа присуще любому аспекту природы. Хотя одна виноградина является отдельной сущностью, сама по себе она не представляет собой ничего постоянного; в союзе гроздь представляет Древо сефирот, единство разнообразных элементов.
В шестой иллюстрации Ицхак из Акко говорит:
«Я к тому же слышал из уст самых выдающихся наших учёных людей метафору дерева с корнями (10 сефирот) в земле, а его многочисленные ветви, веточки, листья, прожилки, плоды с их кожурой и ядрами являются производными друг от друга, и тем не менее все извлекаются из костного мозга дерева, и, таким образом, все вместе образуют полное и неразрывное единство от корней до самой верхушки дерева, потому что все они от одного и того же основного источника и указывают на него».
Мейер, стр. 252
Как мы уже видели, древо жизни или жизней, Эц Хайим, по-разному описано в «Зоґаре»: то с корнями в земле и ветвями, растущими вверх по направлению к Духу, как писал Ицхак из Акко; то «как дерево, имеющее корни в небе, а ствол и ветви образуют сефирот» (Мейер, стр. 253); то снова, как «Древо жизни внизу», которое отражает «Древо жизни вверху», как в следующем примере:
Но поскольку разрешено раскрыть, то теперь настало время раскрыть, что все Нешамот נשמות [множественное число от Нешама נשמה] души выходят из этого огромного дерева и из этой могучей реки, которая течёт из Эдема, и все Рухим רוחים [множественное число от Руах רוח] духи выходят из этого другого небольшого дерева. Душа Нешама приходит сверху, а Руах дух снизу, и объединяются в одно… и никогда ничего не бывает потеряно».
2:99б, Мейер, стр. 413
«Вверху на Древе Жизни не существует чуждых Клиппот קליפות [скорлуп], так как сказано: «У Тебя не водворится злой» (Псалом 5:5), но на дереве, ниже, существуют чуждые Клиппот».
1:27а, Мейер, стр. 436
Другой вариант большого дерева дан в следующем отрывке из «Зоґар»:
«Это дерево поднимается до небесных облаков и сокрыто между тремя горами. Дерево выходит из-под трёх гор и поднимается Выше и спускается Ниже. Этот дом снабжается питьём от него, а в нём (этом доме) спрятано много таинственного Вышнего, что не известно. Это дерево раскрывается в дневное время и покрывается (скрывается) в ночное время».
1:172, Мейер, стр. 385
Символ древа жизни или жизней в любой форме является одним из самых древних. Он играет важную роль в великих мировых религиях, особенно когда представляется в виде дерева с корнями, помещёнными в духовные миры, а ветвями, нисходящими в материю. Следующие цитаты из «Тайной Доктрины» освещают эту концепцию «Зоґара»:
«Скандинавский Аск, древо Аш Гезиода, от которого произошли люди бронзового поколения, Третья Коренная Раса, и Древо Тзите в Попол Вух, из которого была создана мексиканская третья раса, все они едины. Это очевидно для каждого читателя. Но кто из западных учёных может объяснить оккультную причину, почему скандинавский Иггдразил, индусский Ашваттха, Гогард, Древо Жизни эллинов, и тибетский Цампун, все являют тождественность с каббалистическим древом Сефирот и даже со Священным Древом, созданным Ахура Мазда, и Древом Эдема? Тем не менее, плоды всех этих «Древ», будь то Пиппала, или Хаома, или даже более прозаическая Яблоня, все они – «растения жизни», фактически и воистину. Все прототипы наших рас заключались в Микрокосмическом Древе, которое выросло и развилось внутри и под обширным мировым Макрокосмическим Древом…»
ТД, том 2, станца IV, шлока 15
«Дерево было перевёрнуто, его корни вырастали из небес, из некорневого корня всего сущего. Его ствол рос и развивался, проходя сквозь планы Плеромы, оно раскидывало свои пышные ветви сначала на плане едва дифференцированной материи, а затем ниже, пока они не коснулись земного плана. Так, в Бхагавад-гите говорится, что ашватта, древо жизни и бытия, чьё разрушение только ведёт к бессмертию, растёт корнями вверх, а ветвями вниз (гл. XV). Корни представляют Высшее Существо, Первопричину или Логос; но надо выйти за пределы этих корней, чтобы соединиться с Кришной, который, как говорит Арджуна (гл.XI), «более великий, чем Брама или Первопричина… непреходящий, бытие и небытие и то, что вне этого. «… Только тот, кто выходит за пределы корней, никогда не возвращается, т. е. не перевоплощается более в течение этого «века» Брамы.
Только тогда, когда его чистые ветви коснулись земной грязи сада Эдемского, нашей Адамовой расы, дерево, загрязнённое прикосновением, утратило изначальную чистоту…»
ТД, том 1, отдел X. Культ древа, змия и крокодила
И другие аналогии десяти сефирот можно найти в различных книгах «Зоґар». Седьмая иллюстрация сравнивает их с искрами, получаемыми на наковальне или «металлом из кремня, которые всегда скрыты в последнем в качестве потенциальной силы и единства, и становятся видимыми только в результате удара» (Мейер, стр. 252). Это имеет отношение в широком смысле к эманации «жизней», будь то людей или миров из Эйн Соф; и, в частности к «искрам», являвшимися «старыми мирами, которые были уничтожены». Искры или проблески являются мириадами воплощённых жизней, которые вспыхивают в Эйн Соф. Сравните это со Станцей Дзиан:
«Из Лучезарности Света – Луча Вечной Тьмы – устремились в Пространство Энергии, вновь пробуждённые;… И эти суть Естества, Пламена, Начала, Строители, Числа (т. е.сефирот), Арупа, Рупа и Сила или же Божественный Человек (Адам Кадмон) – Сумма Всего. И от Божественного Человека произошли Формы, Искры…»
ТД, том 1, станца IV, шлока 3
Что касается особого смысла, когда «Зоґар» упоминает об «искрах» как о «древних мирах, которые были уничтожены», «ґа-Идра Зута Каддиша» (Малое Священное Собрание) гласит:
«421. И поэтому были Предшествующие Миры уничтожены, так как Предшествующие Миры были образованы без (устойчивой) структуры.
422. Но эти, которые не существовали в устойчивой структуре, называются вибрационным пламенем или искрами [Зикин Ницоцин], подобно работнику по камню, высекающему искры молотком из кремня, или кузнецу при ковке железа, высекающему молотом искры во все стороны.
423. И эти искры, несущие огонь и блеск, в скором времени гаснут. И они называются Предшествующими Мирами.
424. И потому они были уничтожены, и не сохраняются, пока Всесвятой Древний не будет иметь устойчивой структуры, и трудящийся не сможет приступить к Своей работе».
Maзерс, стр. 301
Много было попыток построить миры, но все были неудачными, пока Святой Древний не стал руководить, производя «равновесие» (маткела) между духовным и материальным, так как только тогда Древо жизни сефирот могло устоять. Как говорит шестая Станца Дзиан:
«Старшие колёса вращались сверху вниз и снизу вверх… Зародыши матери наполняли всё сущее. Битвы возникли между Созидателями и Разрушителями, и битвы велись за пространство; семя рождалось и вновь появлялось, беспрестанно».
ТД, том 1, станца VI, шлока 7
ЕПБ комментирует:
«Фраза «Старшие Колёса» относится к мирам или глобусам нашей Цепи, какими они были на протяжении предыдущих Кругов. Настоящая Станца, когда она объяснена эзотерически, может быть найдена целиком в содержании каббалистических трудов. Здесь будет найдена история эволюции тех бесчисленных Небесных тел, которые развиваются после периодичной Пралайи, будучи перестроены из старого материала в новые формы. Предыдущие Сферы-миры разлагаются и вновь появляются преображёнными и усовершенствованными для новой фазы жизни. В Каббале миры сравниваются с искрами, вылетающими из-под молота великого Зодчего – Закона, который правит всеми меньшими Творцами».
Там же
Другая иллюстрация представляет сефирот как ряд концентрических окружностей или сфер, где Кетер снаружи, а Малхут в центре. Прилагаемая диаграмма (см. стр. 54) из десяти сефирот, расположенных в виде концентрических окружностей или сфер, является древней и совершенной, так как круг (яйцо или сфера) с незапамятных времён считается символом непрерывно возрождающейся жизни. ЕПБ пишет:
«Бесплотные Разумы (Планетные Духи или Силы созидающие) всегда изображались в форме кругов. В примитивной философии Иерофантов эти невидимые круги были причинами, прообразами и строителями всех небесных сфер, которые являлись их видимыми телами или покровами, и душами, из которых они состояли. Конечно, в древности это было универсальным учением (См. Иезекииль, гл. 1).
«Прежде математических чисел, – говорит Прокл (в «Quinto Libro» Эвклида), – существуют самодвижущиеся числа; прежде явных цифр – живые цифры и, прежде чем создать материальные миры, которые движутся по кругу, Мощь Творящая создала невидимые круги»».
ТД, том 2, гл. Крест и круг
Подставив термин сефирот вместо планетарных духов или созидательных сил ЕПБ или «чисел» и «цифр» Прокла, мы получаем точную картину каббалистического подхода, что вовсе не странно, потому что возникнув из одного источника, любая из мировых систем мысли должна доказать тождественность в главном.
Соответствие планетарных или космических сил на диаграмме десяти сефирот показано по общепринятому мнению большинства каббалистических авторов, хотя есть небольшие различия в порядке. При рассмотрении соответствия семи священных планет (шивъа кохавим שבעה כוכבים) сефирам, значение придаётся не фактическому порядку, но непрерывному взаимодействию духовных, интеллектуальных, психических и физических энергий зодиака, солнца, планет вместе с нашей землёй или глобусами планетной цепи.
Символ концентрических сфер свойственен не только зоарической мысли: он встречается во многих культурах. Например, в шумерских и вавилонских космогониях он сохранился в зиккуратах или ступенчатых пирамидах, где каждая история представляет другую планету. Он находится в греческой мысли под разными формами, в частности, в учении о «кристаллических сферах», сформулированном Евдоксом в четвёртом веке до нашей эры, где планеты описаны как
«полые, прозрачные шары, заключённые друг в друга и окружающие неподвижное тело земли; сначала «перводвигатель» двигал все внутренние сферы, сообщая им универсальное движение, затем сферы передавали его всем звездам, одна передавала Солнцу, одна Луне и одна каждой из пяти известных в то время планет».
«Романтика астрономии: Музыка сфер»,
Флоренс Aрмстронг Грёндаль, стр. 199
Девятой иллюстрацией сефирот является прообраз человека в яйцевидной сфере, где различные члены человеческого тела изображены в виде плотских представителей десяти космических сефирот. Хотя этот графический символ имеет тенденцию антропоморфизировать изначальную космическую концепцию небесного или планетарного единства с человеком, как с живым пламенем, соединением духовных, интеллектуальных и жизненных огней. Когда эти элементы включены в диаграмму концентрических кругов, их универсальный аспект очевиден: десять светов или сияний рассматриваются одновременно, как космические, солнечные или планетные сферы; семь или десять глобусов планетной цепи; десять чисел исходящих из не-числа6, а также десять элементов тела.
Десятая иллюстрация изображает сефирот как орех, ядром которого является «свет», закрытый несколькими скорлупами или слоями кожуры, которые являются «оболочками» или «покоями», окружающими этот свет. Сравнивая мир с орехом, ядро которого окружено несколькими скорлупами, «Зоґар» говорит:
«Так обстоит дело со всей вселенной, верхней и нижней; от таинственной высшей точки до крайних пределов всех степеней (сефирот), всё формирует одно целое, из которого сформированы части, одна в другой, так что они служат скорлупами одна другой. Первая точка (Сефира Кетер, Эго или Воля) является внутренним и несоизмеримым Светом, поэтому мы не можем знать его блеск, чистоту и тонкость, пока (мы не достигнем) той точки, которая распространилась за счёт расширения. Это расширение точки становится храмом или чертогом, обволакивающим эту же точку, то есть светом, которого нельзя знать из-за его огромного сияния. Но этот чертог (сефира), который служит в качестве оболочки этой оккультной точки, сам по себе является несоизмеримым Светом, не содержащим в равной мере ту же тонкость и то же сияние, как у первой скрытой оккультной точки. Эта сфера снова распространяется за счёт нового расширения (формирования) первого света, которое служит оболочкой тонкой, ясной, внутренней сферы. Части бытия продолжали таким образом развиваться одна от другой, и облачаться одна в другую. Поэтому каждая из них и в совокупности, служили в качестве взаимных оболочек, и они (относительно одна к другой и ко всем остальным), являются ядром и скорлупой, но, однако, все едины в совокупности, потому что являются для кого-то скорлупой, но в то же время ядром для другой степени. Абсолютно то же самое происходит в низших областях; и человек в этом мире сотворён по подобию, будучи (состоящий из) ядром и скорлупой, которые являются духом и телом. Таков в целом порядок вселенной».
1:19б–20а, Мейер, стр. 190-1
В одиннадцатой иллюстрации сефирот изображены, как вспышки молнии, в свою очередь, выстреливающие пламенем; или опять же в виде «неизмеримых светов» или «сияний». «Сефер Йецира» говорит: «Десять – это Сефирот из Пустоты, чей внешний вид, как вспышка молнии» (1:5). В отделе «Зоґара» под названием «ґа-Идра Зута Каддиша» (Малое Священное Собрание) есть несколько пунктов, где сефирот сравниваются со светом, огнём и сиянием:
«74. Он Вечный Древний Древних является самым высоким Венцом среди Небесных, которым коронуются все Венцы и Короны.
75. И от Него все света [сефирот] освещаются, и они вспыхивают огнём и сияют.
76. Но Он истинно Высший Свет, который сокрыт и не известен.
77. И все другие Света зажигаются от Него и получают (своё) Сияние (от него)…
85. Кроме того, Всесвятой Древний символизируется и скрывается под концепцией единства, так как Он Сам Един, и все Едины.
86. И, таким образом, все остальные Света освящены, ограничены и связаны друг с другом в Единстве или Монаде и Едины…»
Мазерс, стр. 267-8
Вышеприведёнными иллюстрациями отнюдь не исчерпывается запас каббалистических образов. Так плодородна была их изобретательная сила и так глубоко проникнуты были они представлением об энергии сефирот, изливающихся из Бесконечного Эйн Соф, что каббалисты видели даже в самых обычных делах человека символ древа жизни. Они даже сравнивали разворачивание сефирот с чисткой шелухи лука, шелушением слоёв кожи и т. д.
Главной мыслью символа, диаграммы или метафоры является, как выразилась ЕПБ, то, что «все эти олицетворённые Силы не эволюируют одна из другой, но представляют лишь множество аспектов одного и единого проявления Абсолютного Всё» (ТД, т. 1, стр. 350). Или опять же, как Кришна объяснил Арджуне:
«Хотя Я нерожденный, непреходящий и хотя Я — Господь всех существ, всё же, пребывая в собственной природе, Я являюсь с помощью своей энергии (атма-майи)».
Бхагавад-гита, гл. 4, ст. 6