И Жан-Жак Руссо, и Елена Петровна Блаватская ставили под сомнение правомерность слепого материального прогресса, которым западная цивилизация, похоже, так гордилась на протяжении нескольких столетий. Виноба Бхаве, Махатма Ганди, Висконт де Фиганьер и другие мыслители поступали так же.

 

Говоря о Западе, мадам Блаватская писала:

 

* «По мере развития цивилизации нравственная тьма проникает в мнимый свет христианства».

 

И добавляла:

 

* «Избранным символом нашей хваленой цивилизации должен быть огромный удав. Подобно этому чудовищному змею с его бархатно-чёрными и сверкающими золотистыми пятнами и его грациозными движениями, цивилизация движется коварно, но так же верно, сокрушая своими смертоносными кольцами всякое высокое стремление, всякое благородное чувство, вплоть до самого различения правильного и неправильного. Совесть, «наместница Бога в душе», больше не говорит в человеке, так как шепот тихого внутреннего голоса заглушается постоянно нарастающим грохотом и ревом эгоизма». [1]

 

И это – дорога к концу.

 

Как только теряется связь между духовной душой и низшим я, физическая жизнь теряет своё направление, становится бессмысленной и начинает готовить себе гибель. Затем происходит ускорение. «Кого боги хотят погубить, они сначала лишают разума», — писала Е. П. Блаватская, повторяя старую поговорку. [2] В другом переводе эта же поговорка звучит так: «Когда боги хотят кого-то наказать, они делают так, что он слепнет и обращается в бегство».

Именно для того, чтобы уменьшить такое кармическое циклическое «движение к саморазрушению» или избежать его, Блаватская основала современное теософское движение в 1875 году.

 

Насколько успешно движение боролось с источниками нравственного разложения Запада? Такой вопрос, конечно, вызывает чувство неловкости. Однако он неизбежно встаёт перед каждым честным теософом, так как искренность и реализм являются истинными основами самосовершенствования. Учиться на ошибках — закон.

 

Конец западного цикла

 

В одном важном предложении Е.П. Блаватская разъясняет идею, которую многие теософские лидеры забывают учитывать, когда оценивают реальность и будущее своих организаций:

«…Этика теософии важнее любого обнародования психических законов и фактов». [3]

Чтобы быть полезными, знания должны быть правильно использованы для достижения достойных целей.

Этика — это наука о сеянии хорошей кармы, и любая цивилизация или теософская группа может пожинать только то, что посеяла сама.

Социальные и политические структуры не возникают случайно. Они всего лишь воплощения и выражения коллективной кармы. Чтобы улучшить общество, нужно улучшить себя; в то же время лучшая карма должна создаваться коллективно, в соответствии с законом циклов.

Елена Петровна Блаватская писала, что «политика не входит в программу» деятельности теософского движения, но тут же добавляла:

«Тем не менее, становится трудно не касаться политики, поскольку всё под солнцем теперь, похоже, связано с политикой, которая, по-видимому, стала не чем иным, как законным разрешением нарушать десять заповедей и  обычной правительственной лицензией богатых на совершение всех грехов; но когда они совершаются бедняками, то преступников сажают в тюрьму или вздёргивают на виселице. Бывают такие случаи, являющие результатом непосредственно сферы политической и дипломатической деятельности, которые громко взывают к общечеловеческой нравственности, требуя разоблачения и наказания». [4]

Затем Елена Петровна упоминает государственную политику, сохранившую все цивилизации, а её отсутствие в своё время послужило их уничтожению:

«Это слишком давняя истина, политика, которой придерживалась любая цивилизованная нация с самой древности, а именно: процветание любого государства основано на упорядоченном установлении семейных принципов. Вряд ли кто-то будет отрицать, что социальная этика во многом зависит от образования подрастающих поколений на раннем этапе. На кого возложена обязанность руководить этим образованием, начиная с раннего детства? Кто может сделать это лучше, чем любящая мать, если её нравственная ценность признаётся всеми и что никакие дурные слухи не могут запятнать её славу? Юность и последующее интеллектуальное образование вполне можно доверить более твёрдой руке отца; забота же в детском возрасте принадлежит согласно всем божественным и человеческим правам только матери, родительнице, давшей своему отпрыску не только часть своей плоти и крови, но и часть своей бессмертной души – той, которая впоследствии создаст настоящего человека, истинное ЭГО. Это есть азбука жизненно важных обязанностей человечества; и первой обязанностью тех, кто находится у власти, является охрана священного материнского права от любого грубого нарушения». [5]

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, ясно дал понять, что для построения цивилизации и поддержания её жизни требуется значительные коллективные нравственные усилия. Этот процесс подразумевает в значительной степени отказ от эгоизма.

Питирим А. Сорокин показал, что отсутствие таких нравственных усилий провоцирует фиаско механизмов взаимного доверия, взаимопомощи и социальных структур. Дамодар Маваланкар написал откровенную заметку о связи между человеческой этикой и циклами планетарной кармы. [6]

В письме Альфреду Синнету Учитель Мудрости пояснил судьбу западной цивилизации.

Ссылаясь на древние цивилизации Центральной и Южной Америки, он писал, что «их подраса закончилась почти полным уничтожением по причинам, порождённым ею самой; так будет и с вами в конце её цикла». [7]

Поэтому теософы, обладающие чувством ответственности за будущее человечества, должны быть готовы оценить уровень нравственности, присутствующий в западных обществах, а также степень общего уважения к истине и к Жизни в таких странах.

Если безудержно растёт безнравственность и наркомания, определяющиеся как «свобода»; если эгоизм рассматривается как «демократия»; если альтруизм и самоограничение повсеместно высмеиваются; если пренебрегают уроками прошлых цивилизаций; если поклоняются автоматам, деньгам и материальным технологиям; если коллективное чувство страха и ненависти используется в огромных масштабах для провоцирования войн и умножения прибыли гигантской оружейной промышленности; если простая пропаганда заменила рассуждения и честные дебаты, то теософы должны прикладывать особые усилия. Их долг, а также и привилегия, заключаются в том, чтобы рассматривать социальные события с точки зрения классического теософского учения, чтобы увидеть и понять, какова будет дальнейшая карма западной цивилизации.

 

Различные формы тщеславия привели современную западную цивилизацию к сокрушительному поражению. Среди них тщеславие думать, что оно лучше древней и восточной цивилизации.

 

Что касается западных христианских народов, Е.П. Блаватская пишет:

 

* «… Что, в конце концов, представляет собой наша цивилизация перед лицом грандиозных цивилизаций прошлого, ныне столь отдалённых и столь забытых, что питает наше современное тщеславие утешительной идеей о том, что истинных цивилизаций вообще никогда не существовало? до прихода христианства?» [8]

 

Несколькими абзацами позже, рассмотрев поверхностную идею, согласно которой Запад «превосходит» Восток, Е.П.Б. добавляет:

 

* «Прогресс, которого мы достигли на сегодня, относится в любом случае к чисто физическим приспособлениям, к объектам и вещам, а не к внутреннему человеку. Теперь у нас есть все удобства комфортной жизни, всё, что потакает нашим чувствам и тщеславию, но ни крупицы улучшения нравственности мы не находим в христианском мире с момента установления религии Христа. Как ряса не делает человека монахом, так и отречение от прежних богов не сделало людей лучше по сравнению с тем, чем они были прежде, а лишь, возможно, хуже». [9]

 

Сам термин «цивилизация» определялся совершенно по-разному всеми нациями и обществами:

 

* «Простая истина состоит в том, что слово «цивилизация» — очень расплывчатый и неопределённый термин. Подобно добру и злу, красоте и уродству и т. д., цивилизация и варварство — понятия относительные. Ведь то, что китайцу, индусу и персу может показаться верхом культуры, европеец может расценить как возмутительное отсутствие манер, ужасное нарушение светского этикета». [10]

 

История показывает, что с момента зарождения современной эпохи предубеждение против африканских наций использовалось католическим Западом для оправдания насилия по отношению к ним и массовых убийств, а также эксплуатации чернокожих в качестве рабов.

 

Антисемитские предрассудки оправдывали постоянное насилие и ненависть по отношению к евреям. Ложные представления о нравственном превосходстве над коренными народами Америки использовались для узаконивания давних массовых убийств, поощряемых «христианскими» властями.

 

Ложное представление о «превосходстве» Запада в Азии было оправданием бесстыдных опиумных войн против Китая и бесчисленных актов систематического империалистического и колониального насилия по отношению к азиатским и ближневосточным народам. Предубеждения против России подпитывали периодические волны ненависти Запада к этой загадочной полуазиатской нации, которая, по словам Блаватской, оказалась единственной страной, где ещё жив истинный идеал Христа. [11]

 

Нет ничего нового под солнцем, и русофобию не придумали в 21 веке. Судьба такого отношения, однако, не была блестящей. И Наполеон, и Адольф Гитлер пытались уничтожить Россию, в результате чего привели свои народы в должное время к поражению и унижению. Но наполеоновская и нацистская войны против России не были обособленными событиями. В августе 1890 года Елене Петровне Блаватской потребовалось некоторое время, чтобы спокойно проанализировать высокомерие и отсутствие искренности Запада в отношении культурного мира этой славянской нации:

 

«О, добродетельное негодование, о, ревущая буря, поднявшаяся в нежных душах американских и английских меценатов при слухе о том, что русские власти в Сибири не так чутко относятся, как должно быть, к своим политзаключенным! Что за шумиха громких протестов на «митингах возмущения», на гигантских сборищах осуждения соседей, в то время как они благоразумно умалчивают о тех же злодеяниях дома». [12]

 

Империалистические слои западной цивилизации пристрастились к фабрикации войн. Для этого им нужно разжигать ненависть и изобретать козлов отпущения.

 

Блаватская продолжает:

 

«Чудовищный митинг около 250 000 человек на днях протестовал в Гайд-парке «во имя цивилизации и человечности» против жестокого поведения некоторых неизвестных российских чиновников и тюремщиков. Теперь можно легко понять и вполне оценить чувства масс, угнетённых, страдающих бедняков и простолюдинов вообще. Так как они «бранятся» от рождения и до смерти посредством знатных и богатых людей своей страны, и у всех них до единого много больных мест в их сердцах, то они должны чувствовать, как сердца вибрируют от боли и сочувствия по отношению к братьям по скорби в других странах».

 

Психология масс используется некоторыми людьми для усиления собственного господства над наивным населением. Таким образом, Англия и Америка объединились в своей доверчивости.

 

Е.П.Б. продолжает: «Правда, энергия, израсходованная на упомянутом собрании, могла бы быть направлена ​​с большей пользой, возможно, против местных и колониальных «сибирей» и «моргов»; но как бы то ни было, импульс был подлинным, и каждый теософ отнёсся к нему с уважением. Но то, чему каждый член Теософского общества должен отказать в этом сочувствии, —  так это лицемерное ханжество в этом вопросе со стороны различных редакторов, которые остаются немыми перед лицом проступков у себя дома, изливая весь свой гнев на злоупотребление властью и жестокость руководства со стороны русских офицеров. Этого достаточно, чтобы рассмешить сову при ярком дневном свете. То, что выдвигаются обвинения в жестокости и выявляются пятна проказы Англией и Америкой на теле России, — достаточно любопытный образец нравственной дерзости; но помимо этого такое отношение поддерживается и даже усугубляется некоторыми редакторами, вместо того, чтобы обходить его благоразумным молчанием…».

 

Затем Е.П.Б. говорит, что теософия «не имеет ничего общего с политической ситуацией во всём этом деле», но читатель, с другой стороны, должен понимать, что теософия «имеет полное отношение к её нравственному аспекту».

 

И она поясняет:

 

«Имея в сердце свою собственную миссию, а именно: выявлять «сокровенное во мраке», теософия, естественно, может многое сказать о пьяном Иоанне и пьяном Ионафане, которые так хмуро кивают на пьяного Петра, и так серьёзно поучают его, как будто сами безгрешны». [13]

 

После окончания Второй мировой войны военно-промышленный комплекс обладал неограниченной и чрезмерной политической властью и мог свободно фабриковать врагов, в которых, по его мнению, он нуждался. В 1961 году Дуайт Эйзенхауэр публично предупреждал об этом. Он, вероятно, знал, о чём говорит, ведь он тогда был президентом Соединённых Штатов. [14]

 

Сохранение разнообразия цивилизаций

Пришло время некой пралайи — периода отдыха и умиротворения — Запада.

Постоянный экспансионизм Новой эры, сопровождаемый чувством тревоги (при доминировании западных держав), больше не нужен и подошёл к своему завершению.

Войны вредны для здоровья человека. Они вредны для окружающей среды. Они ускоряют рост избыточного содержания CO2 в глобальной атмосфере. Войны вредны для детей. Они вредны для почвы, вод, лесов и городов. Они вредны для души и для духовной жизни мистиков.

Поэтому войны нам больше не нужны.

Мы можем сказать спасибо Соединённым Штатам Америки. Однополярный мир, основанный на ядерном шантаже, не может больше существовать. Он подошёл к своему концу. Мы сами можем рассматривать такие факты: мировое сообщество многополярно.

Наша планетарная деревня представляет собой богатый и сложный межкультурный процесс постоянной творческой эволюции. В этом сообществе сосуществуют разные цивилизации, и взаимопомощь является Законом. Взаимное уважение – всеобщий долг. Каждая цивилизация имеет свой цикл. Западу, ещё чрезмерно молодому и неопытному, есть чему поучиться у более старых и мудрых цивилизаций. Он обязательно извлечёт несколько суровых уроков.

Однако вхождение в пралайю или состояние покоя со стороны западных «сил» произойдёт согласно карме. Такой переход этого мира может повлечь за собой большие катаклизмы. Учителя Мудрости Востока писали в различных письмах, что западная цивилизация прекратит своё существование после того, как её «тревожное ускорение» достигнет наивысшей возможной точки. По их мнению, такой переход не обязательно будет гармоничным.

Будем надеяться на лучшее и трудится ради этого.

Пусть Запад спокойно воспримет свой новый период покоя и начнет учиться у древних народов и философий, чтобы мир в 21 веке стал раем по сравнению с тем, что было в девятнадцатом веке. Елена Петровна Блаватская объявила, что это, скорее всего, произойдёт, какую бы цену за это ни пришлось заплатить. Наш долг как граждан доброй воли — трудиться ради того, чтобы избежать ненужных страданий во время наступления нового дня.

Пусть западная цивилизация с должным уважением старается относиться к жизни, а также к необходимому разнообразию цивилизаций на нашей планете.

Ом, Шанти. Ом.

 

СНОСКИ:

[1] Из статьи «Христианская этика нашего XIX века» из «Собрания сочинений» Е.П. Блаватская, TPH, США, том X, стр. 81.

[2] «Собрание сочинений», Е.П. Блаватская, TPH, США, том XII, стр. 280.

[3] «Пять посланий», Е. П. Блаватская, стр. 26: https://www.carloscardosoaveline.com/five-messages/.

[4] Из статьи «Христианская этика нашего XIX века» из «Собрания сочинений» Е.П. Блаватская, TPH, США, том X, стр. 82.

[5] «Собрание сочинений», Е.П. Блаватская, TPH, США, том X, стр. 83.

[6] «Человеческая этика и землетрясения»: https://www.carloscardosoaveline.com/human-ethics-and-earthquakes/. См. также «Последствия чрезмерного увлечения чувственностью», Питирим А. Сорокин: https://www.carloscardosoaveline.com/effects-of-overindulgence-in-sensuality/.

[7] «Письма Махатм», Письмо XXIII-B, стр. 149: https://www.carloscardosoaveline.com/the-mahatma-letters/

[8] «Собрание сочинений» Е.П. Блаватская, Т. XII, стр. 275.

[9] «Собрание сочинений», Т. XII, стр. 277.

[10] «Собрание сочинений», Т. XII, стр. 278.

[11] См. высказывание Блаватской, приведённое в статье «Славянофильство и теософия»: https://www.carloscardosoaveline.com/slavophilism-and-theosophy/.

[12] «Собрание сочинений», Т. XII, стр. 279.

[13] «Собрание сочинений», Т. XII, стр. 280.

[14] См. «Эйзенхауэр осуждает военно-промышленный комплекс»: https://www.carloscardosoaveline.com/eisenhower-denounces-military-industrial-complex/ Читайте «Дуайт Эйзенхауэр о мире»: https://www.carloscardosoaveline.com/dwight-eisenhower-on-peace/

 

000

 

Настоящая статья была впервые опубликована на наших совместных сайтах 28 мая 2022 года.

 

000